Провал саммита G7 на фоне выходящих за рамки привычной политики США действий Дональда Трампа показал, что оказавшаяся в заложниках антироссийских санкций и в стратегической зависимости от Вашингтона Европа обречена на маргинализацию в мировой политике, если не осознает необходимости реформы европейского проекта и создания оси «Париж-Берлин-Москва-Пекин», считает эксперт по проблемам безопасности Пьер-Эммануэль Томанн.
Саммит «большой семерки» проходил 8-9 июня в канадской провинции Квебек. После его завершения Дональд Трамп заявил, что США не поддерживают согласованное коммюнике. Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс в четверг не стала комментировать сообщения в СМИ о том, что президент США Дональд Трамп назвал Крым российским.
«Слабость европейцев в «большой семерке» является следствием их неспособности думать о новом мире иначе, чем устаревшими парадигмами… Реформа европейского проекта в форме расширения его геополитического горизонта до размеров континента это единственный путь для европейцев преодолеть раздробленность и неизбежное ослабление ЕС», заявил РИА Новости эксперт Французского института геополитики (IFG), имея в виду создание «зоны безопасности и процветания от Бреста до Владивостока» с гибкими альянсами.
«Канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон, оказавшиеся заложниками своей политики санкций по отношению к России, которая, между тем, не работает, и растущего недоверия по отношению к американскому президенту, отказались при этом принять во внимание предложение Дональда Трампа о реинтеграции России в «восьмерку». Это возвращение России, однако, укрепило бы европейскую позицию по Ирану, чтобы уравновесить США», полагает создатель исследовательского проекта Eurocontinent.
«Только ось «Париж-Берлин-Москва-Пекин» будет надежным противовесом США. Беспомощность европейцев в G7 стала результатом недостатка их геополитического видения в новом многополярном мире», считает эксперт.
Идеология «старого мира»
По его мнению, в сложившихся условиях, когда новый лидер США действует не только в одностороннем порядке, что было традиционно для политики этой страны, но теперь еще и вопреки позиции союзников, европейцы «мало что могут сделать для исправления ситуации, потому что они, на самом деле, разделены, несмотря на политическую коммуникацию, которая дает иллюзию единства».
«Более того, у них нет политической воли сделать это, потому что они слишком долго придерживались геополитического подчинения по отношению к своему главному союзнику США», полагает аналитик.
«Европейский союз основан на глобалистском видении, которое может существовать только в однополярном мире во главе с США, которые сами и являются источником этой идеологии. Избрание же Дональда Трампа указывает на удаление США от этой «проглобалистской» позиции, поэтому ЕС теряет свои основы и опоры», поясняет он.
«Германия Ангелы Меркель не в состоянии заменить США в поддержании этого глобалистского порядка, ни в мировом масштабе, ни в ЕС. И хотя Макрон и Меркель, похоже, цепляются за идеологию этого старого мира, новый глава итальянского правительства, вероятно, ближе всего к видению мира Дональда Трампа», считает Томанн.
«Неубедительная» Европа
«Главная проблема сейчас заключается в том, как долго европейцы смогут откладывать перестройку европейского проекта перед лицом кризисов, которые будут накапливаться без окончательного урегулирования какого-либо из предыдущих кризисов», задается он вопросом.
«Несмотря на протесты против односторонних решений Трампа, европейские правительства ведь до сих пор не могли убедительно противостоять этому конкретными решениями. Что касается протекционистских мер Трампа в отношении стали, то торговые ответные меры ЕС не симметричны, потому что члены ЕС все еще надеются защитить свое многостороннее видение в рамках ВТО и не хотят ставить под угрозу свой доступ к рынку США, от которого они стали слишком зависимы», говорит эксперт.
«Что касается Ирана, то из-за отсутствия политической воли и коллективного бессилия они не приняли никаких решительных мер, которые могли бы продлить ядерную сделку без США. Крупные европейские компании, немецкие и французские, слишком зависимы от американского рынка, значение которого намного превышает значение Ирана. Немцы и французы также очень робко относятся к использованию евро для замены доллара в торговле с Ираном, опасаясь спровоцировать более серьезную торговую войну с США», рассуждает специалист.
«Таким образом, постепенная маргинализация ЕС на международной арене из-за его неспособности к обновлению, в дополнение к его внутренней фрагментации, является трендовым сценарием. Если государства-члены ЕС будут довольствоваться все более периферийной позицией позади США, которые будут отдавать предпочтение своим собственным интересам, то ЕС, Европа оказываются на пути к наихудшему сценарию», заключил он.
©