Политический инструмент в Арктике: алкоголь как часть жизни на Чукотке

Отношения жителей Чукотки с алкоголем остаются непростыми с советских времен спиртное в регионе уже стало частью повседневной жизни. О том, почему водка в поселениях Арктики является политическим инструментом, как пьющие коренные жители стали ближе к традициям и почему в селе не встретишь выпившего учителя, РИА Новости рассказала научный сотрудник Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анастасия Ярзуткина.

Изначально ученая приехала на Чукотку по линии Российского Красного креста, основная работа которого в этом регионе была направлена на борьбу с алкоголизмом. Позже она вышла на научную основу этой проблемы. С 2003 года Ярзуткина ездила по небольшим чукотским селам их в регионе разбросано более 30 и занималась антропологическим исследованием торговых отношений в регионе. Как оказалось, алкоголь в них играет одну из важных ролей.

Алкоголь в каждом рассказе

«В селе значительная часть экономических отношений связана именно с алкоголем. Торговля спиртным в сельских условиях является наиболее доходным бизнесом. Алкоголь здесь часто является квазивалютой средством расчета или обмена», говорит ученая.

По ее словам, все прежние исследования проблемы алкоголя на Чукотке касались методов борьбы с алкоголизмом и социальных последствий этого явления. При этом ученые обходили стороной изучение этого вопроса в культурном смысле.

«Тема эта проблемная и болезненная для местных жителей. Когда я приезжала в село, приходилось очень деликатно собирать информацию. В результате я просто очень подробно исследовала село, современную культуру жителей, а потом уже смотрела, как в ней присутствует алкоголь. В результате всех интервью с местными жителями эта тема так или иначе всплывала», говорит собеседница.

Она просила жителей сел описать, как происходит торговля, сельские сходы, как взаимодействуют люди по поводу алкоголя, иногда рассказать их биографию.

«Жизнь многих сельских жителей связана с алкоголем. У тех людей, которые бросили пить, тема алкоголя особенно проявлялась, когда они описывали свою жизнь. Фактически их биография разделялась на до и после того момента, когда они завязывали со спиртным… Пить чаще всего начинают на фоне какой-то жизненной проблемы. Человек пьет, ему становится лучше, потом возникает привычка», говорит Ярзуткина.

Бросившие пить местные жители описывают жизнь с алкоголем как этап потерь их дети оставались без надзора, семьи распадались, сами они беднели, теряли работу. И многие в течение нескольких лет пытались избавиться от зависимости, но не могли. Получалось это в основном через общества анонимных алкоголиков или через христианские общины.

«У них изменилось время, пространство, окружение в доме, они стали по-другому смотреть на тех, кто пьет, кто-то даже с жалостью. Они пытаются изменить своих пьющих родных, что часто выливается в проблемы созависимости», рассказывает собеседница.

По ее словам, пьющие же местные жители в беседах эту тему старательно обходили и даже пугались, когда им задавали вопросы о том, сколько они потребляют спиртного, сколько тратят на него. Но в процессе разговора с ученой они начинали больше доверять ей, так как понимали, что она их не осуждает.

Почему коренные не торгуют спиртным

Ярзуткина исследовала жителей чукотских сел в целом, в том числе и не коренных приезжих. При это она отмечает, что торговцы спиртным это в основном русские. Малую часть тех, кто продает алкоголь, около 10% составляют метисы. Коренные жители же, по мнению их самих и односельчан, торговать спиртным не могут.

«Я разговаривала с девушками, которые начинали торговать пивом, спиртом, водкой. Они говорят, что не смогли: или родственники выпивали товар, или они сами начинали пить процесс торговли не складывался. Все мне говорили, что коренные не могут торговать алкоголем в принципе, потому что для них процесс торговли культурно чуждое явление», отмечает ученая.

У коренных жителей сохраняется принцип взаимопомощи, поэтому они часто отдают алкоголь родственникам бесплатно, при этом у них половина села родня.

Инструмент политической борьбы

«Некоторые исследования говорят о том, что процент привыкания к алкоголю у русских и у чукчей абсолютно одинаковый у вторых нет какой-то непереносимости или быстрой зависимости. Считается, что в северных широтах из-за климата происходит более быстрое привыкание к спиртному», рассказывает Ярзуткина.

Сами коренные жители двойственно относятся к спиртному.

«С одной стороны, у чукчей и эскимосов традиционно считается, что алкоголь это престижный товар: если у тебя есть доступ к алкоголю, ты можешь себе позволить его покупать, то ты успешный человек, у тебя есть доступ к радости, тебе завидуют. С другой стороны, местные говорят, что алкоголь это зло и именно он повлиял на утрату коренными жителями традиционной культуры и ценностей», отмечает ученая.

Она рассказывает, что в местной политике человек может сделать карьеру, если выступает против алкоголя. Но если от кого-то хотят избавиться, то про него говорят, что он спаивает коренных.

«Мол, приехал, привез ящик водки, и из-за этого оленеводы не работали, пили, потеряли оленей… И у этого человека не будет доступа в село вообще. Это как инструмент политической борьбы», отметила собеседница.

Все местные жители понимают, что спиртное негативно влияет на их жизнь, говорит ученая. Но при этом алкоголь настолько внедрился в современный быт, что уже воспринимается как обычное явление, как повседневность: да, в селе есть запойные, но сообщество приспосабливается и к этим людям, и к тем, кто бросил пить.

Непьющие учителя и управляемые грузчики

Помимо прочего, феномен алкоголя играет любопытную роль в профессиональной сфере.

«В селе ограниченное сообщество, и работников, особенно квалифицированных, не хватает. Если человек имеет образование, владеет навыками, то работодатель часто закрывает глаза на то, что тот уходит в запой на неделю, например. Это нигде в документах не фиксируется, это прощается. Работодатель знает, что сотрудник отработает свое, еще и с лихвой. Его не могут уволить также потому, что других вариантов просто нет», говорит Ярзуткина.

Она отмечает также текучку кадров в некоторых местных организациях. На неквалифицированные рабочие места грузчиков, рабочих котельной идут в основном пьющие люди.

«Он поработает несколько месяцев, запьет, его увольняют, берут следующего, и так работники меняются в течение года. Многие жители сел рассказывали мне, что некоторым руководителям даже выгодно иметь сотрудников, которые пьют, они управляемые. Если человек бросает пить, он начинает отстаивать свои трудовые права и возмущаться, почему маленькая зарплата», говорит собеседница.

При этом в чукотских селах уже много лет действует практика увольнения учителей, которые были замечены пьяными, в том числе и в свободное от работы время.

«Учитель традиционно воспринимается в селе как пример. Поэтому учитель, который выпивает и появляется в нетрезвом виде даже вне уроков, это плохой пример. В селах сложилась такая практика, что выпивающим учителям не место в школе. Если в селе не находится специалист с установкой на трезвость, его привозят с материка. При этом человек, может быть, и выпивает, но это не афишируется, и никто никогда не заподозрит, что он пьет», отмечает собеседница.

Также многое в селе зависит от позиции главы населенного пункта. Непьющий глава активизирует сообщество на трезвый образ жизни, на занятия спортом и решение внутренних проблем. То же самое и с группами трезвости в селах они существуют, к ним присоединяются, если их ведет авторитетный человек.

Номинальное ограничение продажи

Ученая рассказывает, что официально сообщество выступает против алкоголя, и даже пьющие семьи скрывают факт употребления спиртного от всего села, хотя все знают о реальной ситуации. Во многих населенных пунктах приняты ограничения на продажу спиртного, например, его продают один раз в неделю. Но при этом зачастую оказывается, что количество пьющих в селе не уменьшилось, количество спиртного тоже, отмечает ученая.

По ее мнению, полный запрет продажи алкоголя в селах как, например, в ряде наслегов Якутии это только небольшой шаг к решению проблемы алкоголизма на Чукотке. Оно должно быть комплексным. Пока запреты дают повод нелегальным торговцам развить свой бизнес.

Кроме того, в одном чукотском селе такой абсолютный запрет действует, но местные отмечают, что и алкоголь туда возят, и коренные жители о спиртном помнят, кроме того, алкоголь становится еще более престижным продуктом, отмечает Ярзуткина.

Пьющие ближе к традициям и природе

Ученая рассказывает, что в советское время из-за переселения в поселки коренные жители вынужденно отошли от традиционного образа жизни.

«Традиционная культура это когда ты занимаешься хозяйством, морским зверобойным промыслом или оленеводством, у тебя тут же традиционные праздники, женщины шьют одежду человек всегда чем-то занят, у него на потребление спиртного просто нет времени. Когда местные жители отошли от традиционного образа жизни, у них высвободилось время, в том числе и для потребления спиртного. К сожалению, были утрачены способы традиционного расслабления», рассказывает собеседница.

Раньше чукчи собирались в яранге, играли в ярар бубен, практиковали бытовой шаманизм, пели, танцевали таким образом, у них был естественный способ разгрузить свою психику и нервную систему.

«Особо пьющих сообщество стало выталкивать из современной жизни: они не могли вписаться в рабочий график, соблюдать трудовые правила. Но этим людям, ставшим безработными, нужно на что-то жить, и они стали переходить на естественный труд рыбалку, сбор ягод и грибов, охоту на нерп, например, это и женщины могут делать. Их труд оказался близок к природе. Они сами шьют одежду. Такой переход на натуральное хозяйство, но вынужденный… Когда они пьют, у них время по-другому тянется. Они могут свободно им распоряжаться. Они автоматически становятся ближе к природе», говорит ученая.

«Так или иначе им приходится вспоминать навыки, которые у них были при традиционном образе жизни. Также они сами делают орудия труда, удочки, например, они не могут их купить. Таким образом, они ближе к природе и знают даже больше окрестностей села, чем непьющие, которые работают», отмечает Ярзуткина.

Продукт цивилизации

В своих исследованиях ученая не дает рекомендаций по решению проблемы и не отвечает на вопрос, почему она возникла. Ярзуткина смотрит на феномен алкоголя с позиции людей так, как они его воспринимают.

«Практический смысл (исследования) в том, чтобы те люди, которые принимают решения, об этой проблеме знали более глубоко на конкретных примерах, жизнях и историях. Показать, что многие вполне привычные явления в селе это результат адаптации людей к присутствию алкоголя. Мое исследование о том, как это происходит в закрытых сообществах, где все люди так или иначе связаны», отмечает Ярзуткина.

Говоря о своем отношении к проблеме спиртного в чукотских селах, ученая отмечает, что алкоголь и алкоголизм мешают людям счастливо жить и становятся причиной многих трагедий.

«Я понимаю, что это зло. С этим надо бороться. Но как исследователь я вижу, что алкоголь в селах Чукотки как у нас телевизор: он вписался в нашу жизнь, без него уже как-то странно. Да, многие люди исключают его из своей жизни, говорят, что это вредно, но у большинства телевизор есть, и с этим уже связана определенная культура. То же самое и алкоголь. Принятие и непринятие это выбор каждого человека. Сейчас, к сожалению, это элемент современной жизни, «продукт цивилизации». Вокруг него уже сложилась определенная культура, и при решении проблем алкоголизации необходимо это учитывать», говорит Ярзуткина.

Источник

Комментарии (0)
Добавить Комментарий