Последствия ухода США из северной Сирии

Прогноз израильского Центра BESA No о развитии событий на Ближнем Востоке

Вывод американских войск из курдских районов северной Сирии поможет укрепить позиции Ирана в стране, сделать Россию ведущей державой в регионе и, возможно, привести к возрождению террора ИГИЛ. Все эти результаты будут иметь далеко идущие политические последствия для прозападных субъектов Ближнего Востока и для войны с террором джихада.

Утром 24 октября 1973 года израильский посол в Вашингтоне был вызван для срочного разговора с руководителем аппарата Белого дома генералом Александром Хейгом. Встреча ознаменовала собой высшую точку давления, которое США оказывали на Израиль чтобы остановить боевые действия на египетском фронте и снять осаду египетской Третьей армии. Хейг не стал молчать и предупредил, что если военные действия будут продолжены, то президент Никсон  рассмотрит вопрос о прекращении отношений с Израилем.

Впервые с тех пор, как в начале 1960-х годов возникли особые американо-израильские отношения, позиция и интересы Израиля тогда оказались в прямом столкновении с интересами Вашингтона. Администрация Никсона, которая заложила основы для нормальных отношений США с Египтом, во время «войны Судного дня» * не собиралась позволять Израилю нанести ущерб этому процессу даже ценой кризиса и нанесения ущерба американо-израильским связям. Таким образом, Израиль испытал на себе цену дружбы (и зависимости от) «дяди Сэма». Иерусалим был вынужден подчиниться американскому диктату.

Израиль во время «войны Йом Кипур» («война Судного дня»). Иранский шах во время исламской революции 1979 года. Хосни Мубарак в начале «арабской весны» 2011 года. А теперь и курды. Общий знаменатель для всех перечисленных событий состоит в том, что в самые критические моменты этих союзников их главный покровитель, на которого они возлагали свои надежды, не остался на их стороне. Вашингтон смотрел на события по-иному и учитывал свои интересы в одиночку, пусть даже ценой ущерба американскому авторитету.

И каков же сегодня американский интерес? Уйти с Ближнего Востока.

Согласно исследованию под названием «Расходы на войну», опубликованному Университетом Брауна в 2018 году, США с 2001 года потратили 5,9 триллиона долларов на войны в Ираке, Афганистане, Сирии и Пакистане. США устали от бессмысленных войн, которые расходуют огромные бюджеты и приводят к огромным человеческим жертвам (с 11 сентября 2001 года около 7000 американских солдат были убиты в боях на Ближнем Востоке).

Американцы больше не хотят быть «мировым полицейским» и стремятся дистанцироваться от этого региона. Именно эта линия объединяет позицию администрации Обамы и позицию администрации Трампа. Но в то время,  как первый действовал поспешно и разрушительно, так и последний стремится к той же цели, делегируя полномочия и укрепляя союзников оружием, избегая при этом прямой ответственности.

Результат, к сожалению, тот же. И, в конечном итоге, он сводится к вопросу о стоимости. На сложной кризисной арене Ближнего Востока стоимость всегда высока.

Последствия вывода США из курдских районов северной Сирии (хотя и не из всей Сирии) можно разделить следующим образом:

Усиление российско-иранской стороны в Сирии. После борьбы, продолжавшейся более восьми лет, и многочисленных оценок того, что дни Башара Асада сочтены, этот уход приближает Асада к его мечте о восстановлении контроля над всей страной. Суть в том, что Израиль получает «четыре по цене одного»: Асад плюс Россия, Иран и Хезболла. Сирийская армия, хотя и набирает силу, но все еще слаба. Русские в отсутствие американцев стали балансирующей и посреднической силой региона. Оружие, которое Тегеран посылает в попытке окружить Израиль, наряду с попыткой (Ирана — «СП») создать северный фронт на израильско-сирийской границе, представляет собой серьезную проблему, с которой придется столкнуться Армии обороны Израиля.

Опасность возвращения остатков ИГИЛ** к боевым действиям на Ближнем Востоке или в их родных странах. Курды содержат более 10 000 боевиков или сторонников «Исламского государства» в лагерях для задержанных. В то время, как некоторые из них являются жителями Ближнего Востока, другие надеются вернуться в свои дома (в первую очередь) в Европе. Внимание курдов к противодействию турецкому наступлению оставит лагеря открытыми и может привести к освобождению членов ИГИЛ.

Миграционный кризис. Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, где сейчас находятся 3,6 миллиона сирийских беженцев, хотел бы вернуть их в Сирию. Но поскольку у режима Асада нет ни желания, ни возможности «поглотить» эти толпы, результатом будет гуманитарная катастрофа.

В последние годы Асад, Иран и «Хизбалла» работали над изменением демографического баланса на значительной части территории Сирии, поддерживая шиитское население за счет суннитов. В апреле 2018 года Асад принял «Закон 10», который позволяет государству национализировать активы и недвижимость в тех случаях, когда право собственности прежними владельцами не может быть доказано. Для частных лиц время востребовать свою собственность истекло некоторое время назад. И теперь Асад и его союзники имеют возможность воплотить эти планы в жизнь. Какова в связи с этим будет судьба подлежащих возвращению в Сирию беженцев, подавляющее большинство которых сунниты? По этому вопросу до сих пор нет решения.

Опасность сирийско-турецко-российского конфликта. Вывод американских войск и приглашение со стороны курдов, чтобы армия Асада заняла место американцев, могут привести к сирийско-турецкому столкновению. Русские, конечно, не позволят Асаду проиграть.

Для Москвы и Дамаска уход США — это подарок. Он позволит сирийской армии взять под свой контроль примерно одну треть страны, которую курды удерживали (до недавнего времени — в сотрудничестве с американцами) без необходимости воевать с курдами. Следовательно, турецкое вторжение, которое Асад назвал «кампанией агрессии», может привести к сирийско-турецко-российской конфронтации. Более того, несмотря на то, что Турция начала операцию «Мирная весна» своими силами, она все еще является членом НАТО. И военное столкновение между ней и Сирией может иметь серьезные последствия (хотя ясно из недавней встречи Путина и Эрдогана, что ни Москва, ни Анкара не заинтересованы в таком столкновении).

Подрыв доверия к США в глазах их ближневосточных союзников. Этот вопрос, который возник во время пребывания у власти Барака Обамы на фоне «арабской весны» и ядерной сделки с Ираном, еще более усиливается президентом Трампом. После того, как курды проливали свою кровь, чтобы подавить террористическую угрозу со стороны ИГИЛ, ожидалось, что США проявят понимание к их положению и выразят благодарность (как бы наивно это ни звучало) за их усилия по борьбе с террором джихада. И теперь, вместо того, чтобы завоевать поддержку своей идеи автономии или поддержку перед лицом угрожающего наступления Турции, курды встречают холодный прием со стороны Вашингтона.

Президент Трамп, в отличие от своего предшественника, похоже, не понимает, что региональные союзники США — Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Иордания и Израиль — истолковывают его действия совершенно иначе, чем он. Когда игровое поле остается открытым, необходимо будет принять особые меры по локализации ущерба.

В отсутствие сдерживающего присутствия США на Ближнем Востоке регион вернется к чему-то, напоминающему эпоху холодной войны 1950-х и 1960-х годов. Когда появятся региональные альянсы и сотрудничество для противодействия общему врагу. В те дни это была советская коммунистическая угроза. Сегодня — иранская опасность.

Но в отличие от более раннего периода, когда Израиль рассматривался как главный враг арабского мира, он теперь рассматривается как субъект, с которым можно сотрудничать (в том числе — сторонами, не имеющими дипломатических связей с Иерусалимом), чтобы противостоять кардинальной опасности, которая угрожает стабильность региона. А именно — Тегерану.

—————————————————

* Четвёртая арабо-израильская война («война Йом кипур», Октябрьская война) — военный конфликт между коалицией арабских государств с одной стороны и Израилем с другой. Началась 6 октября 1973 года с нападения Египта и Сирии и завершилась через 18 дней; при этом обе стороны понесли значительные потери.

** Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Автор — д-р Йегуда Бланга (Dr. Yehuda Blanga) — преподаватель кафедры ближневосточных исследований в университете Бар-Илан.

Перевод Сергея Духанова.

/Йегуда Бланга, преподаватель кафедры ближневосточных исследований в университете Бар-Илан, svpressa.ru/

Комментарии (0)
Добавить Комментарий