Сейчас, когда напряжение и ожидание полномасштабной войны между Индией и Пакистаном слегка спали, можно сравнить вооружённые силы двух стран, а также их возможности в случае полноценного конфликта.
Война кошельков
Важно понимать, что силы в случае конфликта между двумя странами не равны. Индия — потенциальная супердержава со всеми полагающимися атрибутами, а Пакистан хоть и одна из крупнейших по площади и населению стран мусульманского мира, но выглядит всё-таки не так страшно. Естественно, у Индии более серьёзный перевес как в возможностях экономики, так и в человеческих ресурсах. Один миллиард триста сорок миллионов человек населения (второе место в мире) — это мало укладывающаяся в голове цифра. Население Пакистана в шесть с половиной раз меньше, 207 миллионов человек.
Примерно такая же ситуация и с экономикой. ВВП Индии (по паритету покупательной способности) третий в мире и составляет 9-10 триллионов долларов, а у Пакистана он около одного триллиона. Уже исходя из этого нужно понимать, что в случае полномасштабной войны, пусть и без применения ядерного оружия, возможности Индии значительно выше.
Пакистан мог бы рассчитывать на помощь мусульманского мира, но в последнее время помогать особо некому, а в случае полномасштабной войны даже несколько десятков тысяч человек, призванных под зелёные знамёна Талибана, погоды не сделают. Поэтому в складывающемся конфликте Пакистан меньше всего заинтересован в полноценной войне: короткие стычки — это запросто, а война на истощение — скорее всего, нет.
Общий взгляд на армию
В настоящее время в индийской армии служит около 1 400 000 военнослужащих — больше только в Китае. У Пакистана армия меньше, хотя и не так сильно, как могло бы показаться. Оценки очень разнятся, иногда можно встретить совсем уж раздутые 1 200 000 и даже 1 300 000. Скорее всего, это происходит при попытках посчитать вообще всех, кто находится хотя бы в паре метров от оружия.
Численность сухопутных войск Пакистана — 550 тысяч человек, а общая численность вооружённых сил — между 600 тысячами и 800 тысячами человек, в зависимости от методик подсчёта.
Сразу стоит заметить, что поставщики того, что стреляет, летает и ездит по земле у этих стран разные. В случае с Индией, из иностранных поставщиков чаще всего встречается СССР/Россия, а что касается Пакистана, тут мы имеем прекрасную мешанину из американской, восточноевропейской и китайской техники.
Сухопутные войска
В танковом вопросе в Индийской армии (именно так называются сухопутные войска Республики Индия) всё просто, чётко и красиво. Без малого 2000 российских Т-72М1, тысяча более новых Т-90С и 122 чудесных, поющих и немного танцующих импортозамещённых «Арджунов». Их работоспособность, комплектность и боевые возможности под вопросом, но во всём остальном к Индии не придраться — чем меньше типов ОБТ, тем проще ремонт, логистика и обучение новых танкистов.
В Пакистане всё далеко не так просто. Здесь царят хаос и бардак. С бору по сосенке наберётся 2000 машин, при этом едва ли не восьми разных типов и поколений, от разных производителей. Тут есть и старенькие китайские Тип 69 и ещё более старые Тип 59 — пусть и немного модернизированные производителем, а теперь называющиеся «Аль-Заррар». Есть 275 штук более современных Тип 85 в версиях IIAP и III. Три сотни найденных по сусекам из бывших советских республик и ещё три сотни самых современных совместных китайско-пакистанских «Аль-Халидов».
Есть ещё 1000 совсем старых немодернизированных Тип 59 — они лежат в резерве и насколько стоят на ходу, знает лишь пророк. По итогу, даже если поверить в 2000 боеготовых танков, в случае конфликта их пересортица создаст потенциально огромное количество проблем.
Воздух!
А вот теперь мрак и мешанина с индийской стороны. Многочисленные заслуженные МиГ-21 к настоящему времени устарели уже не только морально, но и физически. На это наложилось «чудесное» индийское умение вести тендеры на покупку самолётов, по результатам которых новых самолётов не прибавлялось.
Сейчас же всё выглядит очень пёстро. Основа — 250 с лишним Су-30МКИ, в случае воздушных боёв основная индийская ставка именно на них. Дальше всё скомкано. Небольшими «обрывками» есть МиГ-29, французские «Миражи», несколько родных, выстраданных индийцами по полной «Теджасов», а также МиГ-21 и МиГ-27, чей срок жизни в этом земном воплощении явно подошёл к концу.
Реально Индия может выставить сотни три машин, способных на современный воздушный бой. Всё остальное скорее подходит для операций против не владеющего нормальной ПВО противника.
У Пакистана в этом отношении всё попроще. Несколько десятков американских F-16, купленных тут и там по случаю, «Миражи» разных модификаций, многие из которых уже в предпенсионном возрасте, ну и потихоньку наращиваемое будущее ядро — китайские «Ченду» JF-17 (совместный китайско-пакистанский истребитель-бомбардировщик, у которого в очень дальних родственниках есть советский МиГ-21). Предполагается довести их количество до двух с половиной сотен, но до этого ещё далеко.
Пока у пакистанцев явно меньше по количеству машин, но в случае отдельных воздушных стычек они способны доставить индийцам немало неприятностей. Отдельно стоит упомянуть покупаемые Индией у России зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф», и вот они способны сильно изменить небесный расклад. Правда, по плану поставки начнутся только в конце 2019 года.
Без поводов для веселья
В военно-морских силах тоже перевес на стороне Индии. Отдельно нужно упомянуть авианосец INS«Викрамадитья», бывший когда-то российским авианесущим крейсером «Адмирал Горшков». У Пакистана нет ничего подобного, что может сильно осложнить пакистанцам действия вблизи береговой линии, а также перекрыть в случае необходимости доставку ресурсов морем.
Если суммировать — Пакистану нечего ловить в случае серьёзной войны. Его вооружённых сил хватит на то, чтобы нанести Индии несколько болезненных ударов, но выиграть эту войну или даже довести до ничьей вряд ли получится.
В случае же небольших пограничных стычек и отдельных воздушных боёв исход предсказать сложно. Всё будет зависеть от согласованности между военными и индивидуального мастерства.
/Михаил Котов, warhead.su/