Публицист Дмитрий Ольшанский – о крайне важной для всякого русского человека проблеме
«Про самого знаменитого теперь после Луначарского и Фурцевой министра культуры Ольгу Любимову я вам скажу вот что.
Не имеет вообще никакого значения, что она там писала в нашей старой доброй свободной жэжэшке нулевых годов — когда мы еще понятия не имели про нынешнее дикое ханжество и цензуру, — и какие у нее майки, фотки, прадеды, взгляды и вкусы.
Это все очень мило и смешно, но буквально завтра уже забудется.
Больше того.
Не имеет вообще никакого значения, какие именно фильмы, спектакли и выставки она будет поддерживать.
Несомненно, приятно, когда министерство культуры дает деньги на тех режиссеров или художников, которые тебе нравятся, а на тех, которые фу и долой, не дает.
Но искусство — это материя разнообразная, изменчивая.
Сегодня открыли плохую выставку? Завтра можно открыть хорошую, никто не умер.
Финансировали убыточное, воровское или просто дурное кино? Это печально. Но завтра можно отправить в производство что-то другое, получше.
Это все — та игра, которая не имеет ни начала, ни конца, и в которой всегда есть шанс что-то исправить.
Ну, а настоящее значение имеет совсем другая история.
И вот именно в связи с ней я возлагаю на министра Любимову некоторые надежды.
Отчаянные надежды на то, что кадровые изменения на этот раз — правильные.
А отчаяние мое связано с тем, что есть на свете то дело, в котором если проиграл, то уже ничего не исправишь, как со смертью человека.
Это защита культурного наследия.
Нужно защищать наши усадьбы от разрушения, отмены охранных зон и застройки бетонными сараями.
Нужно защищать наши храмы и монастыри — те, которые не под силу церкви, но где остались подлинные формы, стены, фрески, — от уничтожения уже не большевиками, а временем, природой и вандалами.
Нужно защищать великие русские пейзажи от беспощадного и ненасытного строительного бизнеса.
Нужно защищать наши старые особняки, провинциальные музеи и чудом сохранившиеся прежние кварталы — от текущих крыш, разбора на кирпичи, сайдинга и полного забвения.
Нужно защищать память и прошлое.
Потому что это не фильм, не спектакль, не выставка. Здесь нельзя просто сделать другое, да и забыть про все то, что почему-то не получилось.
Если не спасли — все, привет.
Все цитировали из жэжэшки Любимовой какие-то глубоко несущественные записи, так, чтоб поржать.
Но я процитирую вам совсем другое.
Вот что она писала когда-то, увидев новость о том, что очередной распилочный гламурный фонд ставит памятник в Иерусалиме:
„А теперь, телезрительница Ольга Любимова из Москвы интересуется: ну на фига козе баян?
Ну зачем фонду Николы Чудотворца ставить памятники в Старом городе?
У нас что — уже реставрация Соловков завершена, или в монастырях Ивановской области в помощи не нуждаются?“
Еще как нуждаются.
Именно в Ивановской области у нас, например, погибает чудесный русский город Юрьевец на Волге.
Юрьевец, который ничем не хуже Плеса, где протопоп Аввакум и Тарковский, и дивные виды, и храмы семнадцатого века, и особняки, и узкие улочки, и все это в таком виде, словно бы по нему прошли одновременно Мамай, Батый и Чингисхан, и еще сэр Артур Харрис сверху пролетел для надежности.
И это, конечно, только один маленький город в океане больших проблем.
А теперь читатель старых блогов Дмитрий Ольшанский из Москвы интересуется: может, можно как-то вмешаться в эту ситуацию? Здесь, там, везде.
Надеемся на вас, госпожа министр.
Больше и не на кого, если честно».