Российская валюта может упасть на десятки процентов
Биржевые курсы доллара и евро к рублю в пятницу подорожали до уровня января 2019 года. На обвал российской валюты продолжает оказывать влияние падение мировых цен на нефть, в свою очередь вызванный продолжающейся эпидемией коронавируса COVID-2019. Как выяснил «МК» в разговоре с экспертами, коронавирус хотя и оказывает прямое влияние на мировую экономику, даже внезапное появление вакцины или лекарства не сможет стабилизировать мировые рынки. При самом позитивном развитии событий на это понадобится несколько месяцев.
фото: Наталья Мущинкина
На пятничных торгах рубль впервые за год и два месяца подешевел к доллару и евро, опустившись до уровня января прошлого года. По данным Московской биржи, Курс доллара превысил отметку 68 руб., а курс евро поднялся выше отметки 77 руб. На российскую валюту оказывает влияние падение цен на нефть. В пятницу днем, нефть марки Brent опустилась до уровня июля 2017 года – дешевле $48.
Эксперты связывают падение цен на нефть с тем, что эпидемия коронавируса продолжает распространяться по миру – число заболевших по всему миру превысило 97,3 тысяч человек. Однако, как отметил в разговоре с «МК» , коронавирус является только поводом, а не причиной обвала рынков.
— Проблема не здесь только в вирусе — экономика уже давно была готова к кризису. И ничего подобного бы не произошло, если бы не готовность мировой экономики кризису, который по моему мнению, назревал последние полтора года. А причина кризиса — перекапитализация. Или, иначе говоря — пузыри. Когда у нас с 2015 года индекс Мосбиржи вырос в два раза – это пузырь, и заканчивается все это обвалом. Но обвал начинается, когда люди чего-то очень сильно пугаются. Вот появился вирус – и все повалилось. Все уходят из рискованных активов, рискованных валют. И рубль как был слабой валютой, так ей и остается. Еще он очень сильно зависит от цен на сырье. И эта короткая: коронавирус — нефть — валюта в итоге привела к обвалу курса рубля.
– Этого вам никто не может сказать. Конечно, хотелось бы верить, что до бесконечности это продолжаться не будет. И обвала курсов в разы тоже не стоит ждать. Только очень приблизительно, можно говорить об обвале на десятки процентов. Однако это, конечно, успокаивает мало.
— Если допустить такой вариант развития событий, что это произойдет на днях, быстрого отката не произойдет. Во-первых, страх никуда не денется. Сейчас мы наблюдаем позитивную динамику с вирусом в Китае. Но никто туда не собирается ехать, никто прямо сейчас не поедет в Ухань. Точно также, как люди не поедут сейчас в Италию или другие страны, ставшие эпицентром вируса. Вы можете примерить это на себе. То есть вот если у вас сейчас появится возможность полететь в Ухань, даже имея лекарство – вы вряд ли это сделаете. Во-вторых, совершенно неправильно то, как правительства пытаются бороться с кризисом. Речь про снижение ставок, о которых заявляют банки разных стран. Это удешевление денег, то есть правильная стратегия по борьбе с экономическим кризисом. Но нынешний кризис проистекает из других причин. Финансовые и экономические власти исходят из парадигмы «дадим людям денег и все будет хорошо». Но проблема не в том, что нет денег. Есть кризис спроса, вызванный страхом. Повторюсь, дайте человек денег, и он не полетит в Ухань. Так что будем реалистами – быстро этот кризис не рассосется. И даже если появится лекарство, его надо будет проверить на практике, нужно будет успокоить людей. И тогда возможно постепенное возвращение. Но пока даже речи о лекарстве не идет.