Коронавирус показал потребительское отношение банков к клиентам

Россиянам не придется в апреле рассчитывать на перенос платежей по кредитам

«Уважаемый клиент! Напоминаем Вам о необходимости своевременного внесения платежа по Вашему кредиту в апреле. Помните: пандемия коронавируса скоро закончится, а Ваша кредитная история может оказаться испорчена навсегда». Скан такого милого сообщения от своего банка прислал мне мой давний знакомый, сопроводив его весьма наивным вопросом: «Как же так?».

Алексей Меринов.

Нынешняя ситуация застала его с миллионным (в рублях) потребительским кредитом, взятым на три с половиной года. Треть этого срока уже позади и до сих пор все платежи он вносил аккуратно. Но с конца января 2020-го у моего приятеля, работающего в маленьком, но гордом торговом доме по продаже светильников, начались проблемы, сначала с поставками, львиная доля которых шла из Китая, а затем, по мере развития пандемии – и со сбытом. Надо сказать, что в торговом доме оплата труда была организована следующим образом: сотрудники получали оклад чуть выше прожиточного минимума, а все остальное оформлялось, как премия. Пока дела шли неплохо, эта премия у моего знакомого в 7-8 раз превышала оклад, что позволяло ему выплачивать долг по кредиту вполне спокойно. Но ко второй половине марта ситуация в торговом доме стала совсем швах, начальство перевело моего знакомого на удаленку, оставив при этом лишь голый оклад — 15 тысяч рублей. В результате кредит, чья ежемесячная сумма в два раза выше, сразу оказывался неподъемным.

Впрочем, в конце марта, когда президент объявил нерабочую неделю, из банка прилетело обнадеживающее сообщение: дата очередного платежа, которая приходилась по графику на 30 марта, переносится в связи с всероссийскими «каникулами» на 6 апреля. Друг перевел дух, а когда 2 апреля Путин заявил о продлении нерабочего периода до конца месяца, естественно, ждал нового переноса платежа по кредиту – на начало мая.

Но не тут-то было! Центробанк эту логику жестко поломал, уже на следующий день после заявления президента, выступив с ультиматумом: все, кто имеет кредиты, обязаны в апреле платить и точка!

Теперь мой друг, который, получается, должен вносить очередной платеж уже 6 апреля, в полном отчаянии: у него нет этих денег. «Может быть, оформить кредитные каникулы?», — спрашивает он у меня. Да, соответствующий закон в стране принят, и я ему ответил, что стоит попробовать. Но, честно говоря, я не уверен в успехе. Для того, чтобы эти самые каникулы получить, надо предоставить в банк справку о том, что твои доходы сейчас упали более, чем на 30% по сравнению с 2019-м. У моего приятеля все вроде так, но вот только захочет ли его торговый дом дать ему подобную справку? Ведь это значит – раскрыть серую схему, по которой там платится зарплата. А налоговые службы, даже в эпоху коронавируса, у нас никто не отменял.

Но даже если работодатель моего товарища сделает широкий жест, и даст соответствующую справку, не факт, что банк пойдет ему навстречу. В минувшую пятницу, 3 апреля, глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что банки получили около 27 тыс. заявлений на реструктуризацию кредитов заемщиков, пострадавших от пандемии. Из них удовлетворено 2100 заявок. То есть, менее чем одна из десяти. Ниже 10% — таковы шансы моего приятеля получить отсрочку по выплате долга. Впрочем, даже если ему повезет, и он таки получит право на кредитные каникулы, он должен помнить: проценты за этот срок никуда не исчезнут. Они будут скрупулезно начисляться банком – просто платить их придется позже.

А ведь ситуация, в которую попал мой друг – вполне типичная. У нас, по данным ЦБ, 40 миллионов россиян имеют кредиты. А с учетом заемщиков микрофинансовых организаций — 58 млн. Это ни много-ни мало: 40% всего населения страны! Очевидно, что люди никак не виноваты в сложившейся финансовой ситуации – их невозможно считать ни мошенниками, ни злостными неплательщиками. А наши власти мало того, что отказываются от прямой раздачи денег населению (как это уже сделано в Америке, Гонконге и ряде других мест на планете), они даже не готовы отсрочить людям хотя бы на один месяц долговые платежи. Чем вызвана такая безжалостность к собственным гражданам — абсолютно непонятно. Ведь миллионам семей, которые из-за вынужденных производственных каникул оказались в сложной финансовой ситуации, это как раз бы и дало те самые «живые» деньги, которые им так необходимы. Вместо того, чтобы тупо отдавать их сейчас банкам, они бы их потратили на жизненные нужды — да пусть хоть на гречку с туалетной бумагой.

Банки от этой задержки сильно пострадают? Я вас умаляю…Пару месяцев назад ЦБ с гордостью докладывал, что суммарная прибыль наших банков за 2019 год достигла 1,7 трлн рублей. С таким «жирком» они от этого месячного переноса платежей разве что слегка поморщатся. К тому же в ближайшие неделе наши драгоценные кредитные организации могут получить от ЦБ порядка 4 трлн рублей в качестве антикризисной помощи. Так что банки не пропадут, а вот о своем приятеле я, к сожалению, сказать того же не могу. Как и о миллионах наших соотечественников, которым «посчастливилось» войти в эпоху коронавируса, обремененным кредитами.

В качестве одной из мер предохранения от заразы нам советуют одевать маску. Но кто-то маски одевает, а кто-то их срывает. Я имею в виду власть, которая в очередной раз цинично продемонстрировала, кто с ее точки зрения главный в этом мире и чьи интересы важнее. Российская реальность такова: у нас не банки для людей, а люди для банков.

Признаюсь честно, после эмоциональной переписки с моим приятелем, я не могу спокойно смотреть по телевизору умилительные социальные ролики, призывающие нас сидеть по домам. Мне все время кажется, что занятые в них известные люди, убедительно произносящие: «Делайте, что хотите, только оставайтесь дома», должны с такой же милой улыбкой продолжить: «но не забывайте при этом в срок вносить свои платежи по кредиту».

Пандемия коронавируса. Хроника событий

Комментарии (0)
Добавить Комментарий