«Устали бояться»
Из-за пандемии тысячи российских предпринимателей оказались на грани разорения, некоторые уже не надеются спасти свои компании. При этом на господдержку может рассчитывать лишь малая часть реально пострадавших бизнесменов. Однако закон «если где-то убыло то, значит, где-то прибыло» пока еще никто не отменял. Пока одни предприниматели льют слезы над пепелищем, другие вполне успешно выживают в пандемию. Как и почему им это удается, мы выяснили у самих предпринимателей.
фото: АГН «Москва»
— В прошлом году в начале лета я открыл грузинское кафе в небольшом поселке в Каширском районе, — рассказывает бизнесмен из Московской области. – В наших краях до этого ни одного ресторана или кафе не было, до ближайшего нужно было ехать около 15 километров. Так что первое время местные жители к нам регулярно захаживали, устраивали банкеты и свадьбы. Иногда поступали заказы и от дачников, но в основном на выпечку, шашлыки, видимо, все могли и сами на участках пожарить.
С октября ситуация стала ухудшаться, клиентов становилось все меньше, поселок у нас небольшой и небогатый. До февраля мы еще хоть как-то протянули за счет банкетов в праздники. Однако было уже практически очевидно, что бизнес становится убыточным. И тут вдруг началась вся эта ситуация с пандемией.
Уже к середине апреля заказов на доставку у нас было хоть отбавляй, пришлось даже расширить штат поваров и набрать курьеров из местных. В область из Москвы на самоизоляцию подтянулись москвичи, привыкшие баловать себя ресторанной доставкой.
Сработало еще и то, что все остальные кафе находятся слишком далеко, и сюда еду не доставляют. А ездить и забирать заказ самовывозом многие из-за инфекции боялись. К тому же мы прилично расширили меню, добавили популярные итальянские и европейские блюда. Пока только не можем найти приличного специалиста по суши, про японскую кухню у нас постоянно спрашивают. Надеюсь, что и после карантина без заказов мы не останемся. Многие дачники, распробовавшие нашу еду на самоизоляции, живут в загородных домах постоянно.
Без существенных потерь удалось пережить два месяца карантина и магазинам строительных и хозяйственных товаров, которые сумели наладить торговлю во время запретов.
— С самого начала мы поняли, что, если закроемся хотя бы на неделю, как это вначале сделали многие, то растеряем добрую половину клиентов, — объяснят Марина, работающая в строительном магазине одного из подмосковных городов. – Конкуренция у нас тут большая, поэтому пришлось идти на риск. Сначала мы повесили на двери объявление с телефоном и номером банковской карты и стали принимать заказы дистанционно.
Конечно, удаленно торговать строительными товарами очень непросто. Многие клиенты на словах толком не могли описать, что им нужно. Приходилось постоянно фотографировать даже самый копеечный товар, вплоть до гвоздей и пересылать фото покупателям. Заказы мы предавали клиенту у входа в магазин после оплаты на карту.
Сейчас мы просто уже устали бояться и по звонку запускаем людей в магазин для выбора товара. А что нам остается делать, каждый спасает свой бизнес, как умеет. Глупо разоряться, когда спрос на наши товары из-за пандемии только вырос, ведь люди переехали на дачи, а там постоянно что-то строится-ремонтируется. Несмотря на запреты, хоть как-то удержаться на плаву пытаются и бизнесмены закрытых московских компаний.
— Первые три недели после введения ограничительных мер мы честно не работали, — говорит владелец небольшой оптовой компании по торговле украшениями из серебра и полудрагоценных камней. — При этом нам необходимо было платить зарплату сотрудникам, а также арендную плату.
Переговоры с арендатором успехом не увенчались, мы не смогли получить даже скидку на период карантина. Владелец помещения аргументировал это тем, что проход на территорию склада и офиса для нас не ограничен.
Когда мы поняли, что в списки пострадавших компаний мы тоже явно не попадаем, и государственная помощь нам не обломится, решили, что пора действовать. Тем более что звонки от клиентов постоянно поступали. На первое время мы организовали дежурную бригаду и отпускали товар два раза в неделю, сейчас уже работаем каждый день. Всех проверенных постоянных клиентов мы запускам внутрь для отбора товара. Остальным же предлагаем выбирать изделия по фотографиям на сайте, а затем передаем их у входа.
Кстати, крупные заказы сейчас у нас сейчас идут в том числе от покупателей, которые держат небольшие магазинчики в городе. Очевидно, им удается каким-то образом продавать товар. Приезжают и покупатели из регионов, где торговля из-за коронавируса вообще практически не прекращалась.
На мой взгляд, власть сейчас играет с бизнесом в игру под названием «мы делаем вид, что вам помогаем, а вы делаете вид, что не работаете». Ждать у моря погоды до конца ограничений, значит, остаться без дела, которое создавал много лет. Так или иначе, все, у кого была хоть какая-то возможность, возобновили свою деятельность после майских праздников.