Новый проект постановления о трудовых отношениях в 2020 году понравился профсоюзам и не злит работодателей
В Министерстве труда и соцзащиты доработали проект постановления об особенностях регулирования трудовых отношений в 2020 году. По сравнению с первоначальной версией текст документа существенно изменился: из него исчезло всё, что касается правил увольнения, введение режима простоя и оплаты труда работников.
фото: Кирилл Искольдский
В связи с эпидемией правительство получило чрезвычайное право до конца 2020 года своими постановлениями определять особенности регулирования отношений между работниками и работодателями — «с учетом мнения» Российской трехсторонней комиссии, в которую входят чиновники, представители работодателей и профсоюзов.
Но ещё до того, как закрепляющий это право закон вступил в силу, Минтруда предложило РТК обсудить свои предложения на сей счет. После изучения проекта постановления сам собой напрашивался вывод: если оно будет принято в таком виде, судам, куда могут повалить недовольные граждане, не позавидуешь. Трудовой кодекс никто не отменял, а между ним и предложенными «особенностями» увольнения, оплаты труда и отпусков просматривались явные противоречия.
И вот — новая версия документа (есть в распоряжении «МК»), которую предложено обсудить «в возможно короткий срок» — так говорится в сопроводительном письме за подписью замглавы Минтруда Елены Мухтияровой.
После прочтения проекта становится понятно, что пока работникам можно выдохнуть. Все особенности свелись к трем моментам.
Во-первых, «в целях оперативного решения кадровых вопросов и соблюдения установленных сроков выплаты заработной платы» в условиях ограничений, региональным властям рекомендуется «создать условия для поездок на работу «некоторых специалистов кадровых служб и бухгалтерий — а также программистов, которые обеспечивают работу этих служб. Видимо, речь идет о пропусках и разрешениях на передвижение.
Пока в тех субъектах РФ, где ограничения смягчены, а большинство предприятий и учреждений уже работают, такая мера может показаться не очень актуальной. Но кто знает, что будет через месяц или осенью?
Во-вторых, решается острая для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним регионов проблема — что будет с гарантированным им правом на оплату раз в два года за счет работодателей проезда к месту отдыха и обратно. Если коротко, то те, кто в этом году не воспользовались этим правом по не зависящим от них причинам, смогут сделать это в 2021 году. Возвращать деньги работодателю за купленные уже, но не использованные билеты, не придется, если авиакомпания отказалась их вернуть и заменила на ваучеры.
В-третьих, работодатель должен будет до 31 октября уведомить каждого работника о переходе на электронную трудовую книжку, а работник — работодателя о том, хочет ли он этого или настаивает на ведении документа в бумажном виде. По действующему закону эти уведомления должны были быть разосланы работникам до 30 июня. Но из-за неразберихи и сложностей, вызванных противоэпидемическими ограничениями, решено отодвинуть предельный срок на осень.
И, наконец, работодатель получает право сам выбрать способ уведомления работников о принятых решениях, приказах и распоряжениях (это могут быть электронные письма, СМС, мессенджеры, посредством которых будут рассылаться сканы бумажных документов с реквизитами или электронные документы). Во многих компаниях и организациях по факту подобный документооброт уже действует, но в ТК он до конца не легализован.
Минтруда, как следует из пояснительной записки к проекту, полагает, что всё вышеперечисленное позволит «экстренно реагировать на вызовы», связанные с эпидемией, сохранит «работоспособность» предприятий и организаций и «предотвратит массовое высвобождение работников».
Стоит вспомнить, что первоначальная версия документа, среди прочего, позволяла работодателям сократить с 2 месяцев до 2 недель срок уведомления работника о переводе на неполный рабочий день или неделю, о переводе на полностью или частично удаленную работу и о прочих изменениях условий трудового договора. Кроме того, работодатель получал право перевести своего сотрудника на другую работу без его согласия на срок до 3 месяцев (сейчас — до 1 месяца).
Особое недоумение вызывало предложение не считать больничный «в связи с карантином» основанием для продления или переноса отпуска. В то же время работодателям из отраслей, которым было запрещено работать из-за введенных властями ограничений, запрещалось увольнять и отправлять на простой работников, а зарплату им предписывалось выплачивать в полном объеме (с некоторыми оговорками).
Президент Конфедерации труда Борис Кравченко в разговоре с «МК» сообщил, что этот профсоюз, резко критиковавший первую версию документа, к новому варианту претензий не имеет. «Проект регулирует некоторые ситуации, которые пока не достаточно отрегулированы в Трудовом кодексе», — пояснил он. О том, что в нынешнем виде проект постановления полностью устраивает и ФНПР, сказал «МК» и зампредседателя самой крупной из представленных в РТК профсоюзных организации Александр Шершуков.
Судя по комментариям представителей РСПП, работодатели в целом тоже поддерживают новую версию документа — но хотели бы все же оставить в ней сокращение срока уведомления работников об изменении условий трудового договора и переводе на неполный рабочий день.
Так что в ближайшее время правительство вполне может это постановление принять. Но ничто не мешает потом внести в него изменения, в том числе и выгодные работодателям.