«Голубой поток» остался без газа

России не нашли места на энергетическом рынке Европы

Экспортные трубопроводы, которые Россия продолжает прокладывать, преодолевая многочисленные препоны, все чаще остаются без работы. Газовый маршрут «Голубой поток», связывающий нашу страну с Турцией, остается сухим уже два месяца. Отсутствие спроса на энергоресурсы вынуждает трубопроводную систему сидеть на голодном пайке. Эксперты считают, что «Газпром» сам во всем виноват: не так давно компания завершила строительство нового экспортного трубопровода «Турецкий поток» и фактически своими руками вытеснила из целевого рынка собственное же топливо.

Фото: gazprom.ru

Перерыв – как утверждают, временный — в работе «Голубого потока» продолжается с середины мая. Несмотря на то, что он должен был продлиться до начала лета, топливо по газопроводу до сих пор не поступает и дата возобновление эксплуатация трубы не неизвестна.

А ведь еще в начале 2020 года «Газпром» считался главным поставщиком газа в Турцию. Олимп ему пришлось покинуть сразу по нескольким причинам. Год назад заработал трансанатолийский газопровод TANAP — один из главных конкурентов России, готовый обеспечить Европу азербайджанским «голубым топливом». Кроме того, регулярно в европейские порты заходят танкеры с сжиженным сырьем из Персидского залива или США.

В связи с этим российский газ на европейском рынке ждут с гораздо меньшим нетерпением, нежели раньше. По оценке экспертов, по итогам года экспорт «Газпрома» в ЕС может сократиться на 30%, а выручка компании рухнуть на 20%. Причем, Турция продолжит оставаться одной из главных причин для головной болью руководства российского концерна. Некогда второй после Германии крупнейший импортер «голубого топлива», Турция с начала года Турция сократила закупки сырья из России в 7 раз.

Как полагают аналитики, часть вины за то, что «Голубой поток» простаивает, лежит на самой российской монополии, которая умудряется на некоторых рынках организовывать соперничество сама с собой. «Если компания рассчитывает на рост спроса на каком-либо зарубежном рынке и строит в этот регион транспортный маршрут, то уже одна труба является серьезным риском. «Газпром» же, помимо «Голубого потока», введенного в 2002 году после ряда юридических разбирательств между Москвой и Анкарой, в 2018 году построил новый маршрут — «Турецкий поток», вдвое большей мощностью. Неудивительно, что в определенный момент рынок оказался переполненным и экспортные трубы, которые должны приносить прибыль, стали приносить убытки, поскольку ежедневно требуют миллионов долларов на эксплуатацию», — отмечает инвестиционный стратег «Арикапитал» Сергей Суверов.

Руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев со своей стороны считает, что все дело в свехнизких ценах на газ, установившихся на европейском спотовом рынке. «Как только цены восстановятся, экспорт через «Голубой поток» восстановится, — утверждает эксперт. — Если не произойдет второй волны коронавируса, то с осени поставки пойдут в рост». При этом он полагает, что политические разногласия Москвы и Анкары по Сирии и Святой Софии не влияют на работу «Газпрома». «Холодная зима поможет «Газпрому» наверстать простой и восстановить объем поставок», — надеется Разуваев.

Вместе с тем, как предупреждает эксперт, в случае снижения или перманентного колебания спроса на газ в Европе, России придется постоянно выбирать: какие объемы газа принести в жертву и по какому из маршрутов при необходимости сокращать экспорт — через Украину, Белоруссию или Польшу.

«Получается, что завершив создание одного экспортного трубопровода, «Газпром» тут же приступает к реализации нового масштабного проекта аналогичного характера, — полагает Суверов, — Постоянно инвестируются значительные средства в частично существующий бизнес. Возможно, такой кругооборот денег выгоден компании, но внешне это выглядит как неспособность стабильно поставлять топливо. А потеря репутации может стоить на рынке гораздо дороже, чем любые штрафы за нарушения санкций, которые еще нужно будет доказать».

Комментарии (0)
Добавить Комментарий