Эксперт Украинского института будущего Илья Куса — о строительстве ГЭС «Возрождение» на реке Нил, которое может стать спусковым крючком для новой международной войны за воду.
«Хочу отвлечься от Ливана и дать вам ещё один интереснейший сюжет „на подумать“, он не менее масштабный по потенциальным последствиям, чем взрыв в Бейруте.
Вчера (5 августа — прим. РВ) в очередной раз провалились переговоры между Эфиопией, Египтом и Суданом по поводу строительства гигантской ГЭС „Возрождение“ на реке Нил.
Всего неделю назад стороны излучали оптимизм и готовность скорейшим образом подписать соглашение о распределении водных ресурсов после введения плотины в эксплуатацию. Но тут всё сорвалось, Египту и Судану не понравились условия Эфиопии.
Кратко о сути проблемы, которая становится главной головной болью региона на ближайшие годы.
Эфиопия начала строительство ГЭС „Возрождение“ (Grand Ethiopian Renaissance Dam) в 2011 году. При поддержке своих союзников — Руанды, Танзании и Уганды, Эфиопия фактически денонсировала юридические соглашения колониальной эпохи, закреплявшие право Египта и Судана пользоваться большей частью водных ресурсов Нила.
Позднее, пользуясь восстанием в Египте во время „арабской весны“ и разделением Судана на два государства в 2011 году, Эфиопия просто начала строить плотину, несмотря на протесты Каира и Хартума.
Дамба почти готова. В Эфиопии готовятся начать заполнение водохранилища.
Египет и Судан категорически против, поскольку заполнение водохранилища без каких-либо согласованных графиков в короткие сроки может лишить обе страны до 50% воды, а также уничтожить от 30% до 60% их сельскохозяйственных угодий.
Это уже прямая угроза жизни десятков миллионов суданцев и египтян. Для последнего это вообще катастрофа, поскольку Нил обеспечивает 98% 100-миллионного населения Египта водой, и в случае заполнения водохранилища водой встанет вопрос банального выживания, который придётся решать военным путём.
Для Эфиопии же этот вопрос — решение их проблем с дефицитом электроэнергии для своего 102- миллионного населения, которое стремительно растёт вместе с ростом объемов потребления и спроса. Сегодня, они обеспечены светом лишь на 45%-50%.
ГЭС „Возрождение“ способно будет производить 6,45 ГВт электроэнергии. К тому же, в её строительство вложены десятки миллиардов долларов, и личный политический капитал эфиопских лидеров.
Египет и Судан требуют от Эфиопии растянуть заполнение водохранилища на 10–20 лет, и то: заполнять его только во время сезонных дождей.
Дополнительно, египтяне требуют гарантий, что у них всегда будут 40 млрд. кубометров воды, чтобы функционировала Асуанская ГЭС.
Эфиопия не очень хочет идти на такие уступки. Они считают, что могут заполнить водохранилище в течение 3–5 лет.
Ситуация очень серьёзная, ведь если переговоры провалятся и выйдут из-под контроля, это может привести к непредсказуемому международному конфликту невиданных масштабов, хоть стороны этого и не хотят.
Кроме того, любопытным остаётся внешнее измерение данной темы.
США на сегодняшний день пытаются выполнять роль посредника, и не пускают на эту роль никого другого. В конце ноября 2019 года американцы предотвратили попытку России вклиниться в переговоры и стать альтернативным посредником — эту идею Москва активно проталкивает на фоне неудачных (пока что) попыток Вашингтона.
А вот Китай явно играет на стороне Эфиопии, поскольку сам вложился деньгами в строительство дамбы. Поэтому для Пекина этот вопрос не ограничивается спором между тремя странами, а является частью глобального соперничества с Соединёнными Штатами.
В самом худшем сценарии, эта ситуация может вылиться в реальную региональную прокси-войну с участием Судана, Египта, Эфиопии, Южного Судана, Уганды и Танзании.
Войны за воду — всё-таки войны будущего, в какой-то степени».