Читать ria.ru в Законопроект, регулирующий порядок изъятия детей из семьи при угрозе их жизни и здоровью, подготовлен в логике «презумпции виновности родителей» и уменьшает возможность их правовой защиты от злоупотреблений органов опеки, заявил РИА Новости председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов.Депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас ранее внесли в Госдуму законопроект с поправками в ряд законов и кодексов во исполнение принятых поправок в конституцию о защите семьи и создании условий достойного воспитания детей. Инициативой предлагается ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи. Законопроект предлагает установить, что вопрос изъятия ребенка будет находиться в компетенции суда. В законопроекте предусматривается, что заявление об изъятии ребенка будет рассматриваться судом в закрытом режиме, при этом решение должно приниматься в экстренном порядке, в течение 24 часов.»Действительно бывают случаи злоупотреблений родителями, но это не значит, что все семьи априори должны стать заранее виновными в возможных нарушениях. Я бы назвал это «презумпцией виновности родителей». Именно такого рода логика присутствует в ряде положений закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — сказал священник Федор Лукьянов.Патриарх Кирилл раскритиковал проект закона об изъятии детей из семьиПринятие этого законопроекта, считают в патриаршей комиссии, «повлечет серьезную опасность для российских семей».
Согласно документу, лицам, которым стало известно об угрозе для жизни и здоровья ребенка, вменяется в обязанность сообщать об этом в органы опеки. Представитель Церкви обратил внимание на то, что сегодня у родителей есть возможность оспорить необоснованный отбор ребенка опекой в суде, и при наличии квалифицированной правовой помощи есть вероятность судебного пересмотра такого решения. В случае же экстренного принятия решения судами у родителей не будет практической возможности воспользоваться квалифицированной правовой помощью, отметил священник.»И сколько бы ни было времени у суда на принятие решения – 24 или 72 часа — семья все равно не успеет даже приготовиться к защите своих интересов. Дети — это не штрафы за нарушение правил дорожного движения. И их «автоматизированное» изъятие способно создать мощную волну социальной напряженности, перевести родительское сообщество в протестную область», — считает Лукьянов.Также, по его словам, в законопроекте «сохранена расплывчатая и на практике подверженная максимально широкому толкованию формулировка основания для отобрания ребенка в виде «угрозы его жизни и здоровью». «Фактически законопроект сохраняет возможности для злоупотреблений со стороны органов опеки и не увеличивает, а уменьшает уровень реальной правовой защиты семьи и прав родителей с детьми от злоупотреблений», — отметил собеседник агентства.Он также обратил внимание на то, что рабочая группа в Совете Федерации под руководством сенатора Елены Мизулиной со своей стороны подготовила пакет законопроектов, направленных на реальное решение проблемы отобрания детей у родителей. При этом инициативы готовились при широком участии экспертов просемейных общественных организаций, заметил Лукьянов.
Данный пакет, по его словам, «предполагает принципиально иную модель защиты прав ребенка, оказавшегося в опасности, минимизирующую риски нарушения прав семьи и ее произвольного разрушения».На прошлой неделе патриарх Московский и вся Руси Кирилл назвал рискованным законопроект, который регулирует порядок изъятия детей из семьи при угрозе их жизни и здоровью, а также призвал устроить широкое общественное обсуждение этой законодательной инициативы с участием конфессий. Об этом он написал в письме от 28 сентября к председателю Госдумы Вячеславу Володину, текст документа опубликован в четверг на сайте РПЦ. Инициативу патриарха Кирилла уже поддержали глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
©