Любой современный пацан даст фору своим родителям в плане пользования ПК, гаджетами и прочей атрибутикой, без которой современный человек уже не в состоянии обходится. Еще какие-нибудь 15 лет назад дистанционное обучение в образовательном процессе было бы просто невозможным. Короче, мир все увереннее погружается в «виртуал».
Значит ли это, что наши дети будут более умными и развитыми, чем их родители или чем послевоенное поколение, которое не знало даже, что такое калькулятор (счеты, потом арифмометр, вот и все)?
Развитыми в плане умения пользоваться техническими новинками — да, но ведь ум не только в этом и даже совсем не в этом. Менделеев, Павлов, Достоевский (продолжать можно бесконечно долго) даже слов-то таких не знали — «интернет», «инстаграм», но это им не помешало стать гордостью России.
О снижении общего интеллектуального уровня молодого поколения нашей страны сейчас говорят все и везде, ибо этот факт уже невозможно скрыть, поскольку глаз же режет. Никогда не задумывались, почему подавляющее большинство современных фильмов невозможно смотреть? Примитивные диалоги современных героев обусловлены примитивным мышлением авторов пьес и сценариев, по которым снималось кино, и все это в исполнении актеров новой волны с клиповым (как говорил Задорнов) мышлением.
Его величество гаджет отбивает желание читать Тургенева. Дескать, проходили в школе, как же, помним, «Записки охотника» и все такое.
Да ты возьми и почитай. Те же «Записки…». Какой вкусный, сочный, насыщенный подробностями крестьянской жизни язык!!! Какое погружение в ту далекую от нас эпоху.
Такое чтение формирует не только кругозор и любовь к «отеческим гробам», но и развивает умение ярко и образно излагать свои мысли. А листая пальцем новости на айфоне и проглядывая их, будешь говорить только междометиями.
Возвращаясь к недавно прошедшим новогодним праздникам, вспомните, какие фильмы крутили по всем каналам 31 декабря? Правильно, старые добрые советские комедии и мелодрамы, по произведениям доайфонных авторов, снятые доайфонными режиссерами и блестяще сыгранные замечательными доайфонными актерами. Людьми, которые читали и перечитывали великую русскую литературу, а не просматривали ее в своем электронном носителе, готовясь к экзамену.
К празднику показывают то, что хочет зритель, а зритель хочет то, что ему ложится на душу. Вот и крутят из года в год одно и тоже советское, проверенное временем. А дерьмо, как известно, на душу не положишь.
Не поленись, читатель, посчитай, сколько киношедевров снято за 30 лет, с 1955 года по 1985 год, и сколько за те же 30 лет, с 1990 по 2020 гг. Нет цензуры, нет строгих дядек-перестраховщиков из худсовета. Ну, казалось бы, твори! Полет твоей фантазии можешь остановить только ты сам! А на выходе-то пустота.
А сколько песен из кинофильмов СССР пошло в народ! Не перечесть. А где современные «Ромашки спрятались…»? Нету их и не будет.
Время вспять повернуть нельзя. Цифровые технологии будут развиваться и дальше, как и дальше будет происходить погружение нового поколения в современную цифровую реальность, но зацикленность только на этом неминуемо приведет к деградации всего общества.
Как сделать так, чтобы этого не произошло, как пробудить интерес молодежи к чтению мировой классики и прежде всего своей, русской — задача особой важности, от решения которой зависит будущее нашей страны.
Олег Кураев, г. Жуковский, специально для «Русской Весны»