В Москве завершилась акция оппозиции, приуроченная к грядущей инаугурации Владимира Путина. Казаки, сторонники Навального, ряженые «ветераны» и сотрудники Росгвардии, прибывшие на городских автобусах — все смешалось в этот день в центре столицы. Вроде как формат прогулок-пробежек от ОМОНовцев стал уже привычным, но, с другой стороны, эта акция Навального отличалась от остальных и наводит на определенные выводы.
В мы подробно осветили первую половину акции и неожиданное появление НОДовцев у памятника, но стоит упомянуть об этом еще раз. Раньше их не приводили на подобные мероприятия. Да, были отряды «нашистов», и даже боевые «путинские бабушки», как будто сошедшие со страниц романа «Библиотекарь» букеровского лауреата Михаила Елизарова, атаковали штабы Навального.
Но казаков с нагайками и каких-то сомнительного вида ребят в камуфляжной форме на уличных оппозиционных акциях раньше не было. Парни в камуфляже с южным загаром на моих глазах наносили удары не только по протестным активистам, но по мужчинам-журналистам, явно провоцируя тех на драку. Они, естественно, сдерживались от ответных действий, поскольку находились при исполнении своих рабочих обязанностей. На это и было рассчитано.
Некоторые издания пишут, что стражи порядка вообще не трогали «ряженых» у памятника (помимо «казаков», там были и псевдо-«ветераны» лет 65 на вид с кучей медалей) — это не так. Кричавших проправительственные лозунги все же задерживали наряду с оппозиционерами. Дошло до того, что в одном из автозаков вместе оказались школьник, студент, журналист известного телеканала, бабушка — сторонница Путина и случайно проходивший мимо таксист — уроженец Кавказа. И весь этот «ноев ковчег» повезли в отделение.
64 фото
Задержанных, как и всегда, оказалось немало, но большая часть задержаний пришлась на первую половину акции. Основная стратегия ОМОНовцев сводилась к тому, чтобы смещать людей с площади, а потом гнать по центральным улицам, пока активисты постепенно не рассеивались в переулках. Периодически впрочем, полицейские начинали винтить «бегунов». Они сворачивали не только в переулки, но и в заведения. Так, на моих глазах ОМОН ворвался в одну из сетевых аптек, где затаилось несколько активистов. Один из них попытался изобразить покупку резиновых изделий, но со словами «сейчас я тебе помогу» его выволок из аптеки «космонавт» в шлеме и с дубинкой. Кстати, помимо ОМОНовцев на акции было очень много представителей Росгвардии, и никто не мог понять, откуда они так внезапно появились. Я выяснила, что привезли их на обычных городских автобусах, окна которых были предусмотрительно зашторены.
«Правильно, сынок, так их!» — эту фразу произнес не один из протестующих, а ни кто иной, как водитель того самого автобуса. Он рассказал, что работает в одном из автобусных парков и внеурочно получил такое экзотическое задание — привести в своем автобусе силовиков на Тверскую улицу. С его же слов я узнала, что всего таких автобусов в центр Москвы было отправлено 28.
Акция продолжалась до 18 часов с небольшим, отдельные группы протестующих бегали от своих преследователей по Тверской, Большой и Малой Дмитровке, по Страстному бульвару и переулкам. Постепенно обе стороны устали, и действо сошло на нет.
«Откуда полиция знает про митинг, вот в чем вопрос», — с серьезным видом произнес мальчишка лет 10, выйдя с папой из кафе.
«Оттуда же, откуда и все», — улыбаясь, ответил отец.
«Значит, они тоже смотрят канал Навального?» — искренне удивился мальчуган.