iPhone без Apple Pay: Нужно ли судить производителя

Против Apple подан коллективный иск с требованием компенсации морального вреда и падения стоимости ее гаджетов на фоне отключения в России платежной системы Apple Pay. Обозреватель «РГ» о том, почему оснований для этого иска попросту нет.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Компания Apple стала ответчиком по коллективному судебному иску в России. По данным "Коммерсанта", истцы требуют призвать ее к ответу за отключение в России платежной системы Apple Pay, которая функционировала в стране с осени 2016 г.

Иск подан против российского представительства Apple — компании ООО "Эппл Рус". Истцами выступают покупатели и владельцы техники Apple, включая смартфоны iPhone, Apple Watch и др. На момент публикации материала к иску присоединились 20 человек, но не исключено, что в дальнейшем их число может вырасти.

Основанием для подачи иска стал тот факт, что россияне приобретали технику Apple с функционирующим сервисом Apple Pay. теперь же они "неправомерно лишены возможности использовать программное обеспечение". И все вроде бы справедливо, но, как водится, есть несколько нюансов.

Для начала, Apple Pay — это сервис компании Apple, доступный на ее устройствах при условии наличия у пользователя поддерживаемой банковской карты, выпущенной банком, сотрудничающим с Apple Pay. Это одно из трех условий, при котором Apple гарантирует работу сервиса. То есть у пользователя должна быть подходящая карта. В нашем случае с этим есть проблемы, не зависящие от Apple: MasterCard и Visa ушли с российского рынка. Сотрудничать с банками, попавшими под санкции, Apple попросту не может.

Во-вторых, Apple Pay не является эксклюзивным сервисом Apple. Каждый производитель гаджетов тем или иным способом предоставляет пользователям функцию оплаты при помощи смартфона. Это возможно сделать напрямую через Google Pay или через надстройку в виде собственного сервиса: Samsung Pay, Huawei Pay и т.п. То есть невозможно утверждать, что оплата смартфоном — это уникальное торговое предложение Apple, из-за которого и совершают выбор в пользу этого бренда.

Ну и наконец, у Apple есть огромное число сервисов и функций. Их доступность варьируется в зависимости от региона, одобрения местных регуляторов и технических возможностей. Так, например, поддержка LTE заработала в России существенно позже других стран, включалась в разное время у разных операторов. А еще в России нет 5G, просто потому, что у нас нет сетей в этом стандарте, хотя в смартфонах эти частоты поддерживаются.

В России так и не заработал частотный диапазон Ultra WideBand (UWB) в диапазоне 6 ГГц. Он, в частности, позволяет определять местоположение UWB-устройств относительно друг друга. Маячки Apple AirTag используют UWB наряду с Bluetooth, чтобы помогать находить потерянные вещи. Использование этой частоты не было разрешено регулятором. Так же работают в ограниченном режиме различные сервисы, связанные со здоровьем и анализом этой информации, в то время как в США и ряде других стран они доступны. Это не хорошо, и не плохо. Это нормальный рабочий процесс вывода на рынок продуктов и сервисов. Процесс динамический, постоянно модифицирующий возможности гаджетов.

Ну и сущая мелочь. Apple вообще то зарабатывает на Apple Pay. Гомеопатическая доля Apple зашита в процент за эквайринг, который каждое торговое предприятие или сервис платит банку, за использование его инфраструктуры для организации приема карт. Это обычно 1-2 процента от суммы платежа. Часть от этого процента отправляется банком в Apple при условии, что банк не попал под санкции и с ним можно сотрудничать. Поддерживать сервис, который не позволяет зарабатывать — достаточно неочевидный выбор для коммерческой компании, которой без сомнений является Apple.

Apple ушла из России с началом санкций. Ушла крайне неуважительно к российским пользователям, по сути плюнув в тех, кто десятилетие покупал ее продукцию, платил за сервисы, пользовался услугами.

Компания приостанавливала работу сервисов, прекращала продажи, удаляла карты из Apple Wallet в одностороннем порядке, даже не удосуживаясь сообщить о том, что и когда перестанет работать. А российский офис Apple перестал отвечать на запросы прессы, просто включив автоответчик. Они однозначно не могут претендовать на звание хороших парней. Но прекращение работы Apple Pay — это объективная в нынешних условиях реальность. И явно не вина ООО "Эппл Рус", выступающей ответчиком по иску.

Комментарии (0)
Добавить Комментарий