Загрузка...

Глава РСПП призвал пересмотреть «западный» подход к проблемам климата»/>

0 11

России в рамках борьбы за сохранение климата не стоит копировать европейские проекты с возобновляемыми источниками энергии, считает глава РСПП. По его мнению, надо ориентироваться на собственные возможности и партнеров по БРИКС

Фото: Maja Hitij / Getty Images

Подходы к борьбе с изменениями климата в России следует пересмотреть, чтобы уйти от западных установок; цели по достижению углеродной нейтральности тоже надо оценить критически. Такое мнение высказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на форуме «Климатическая политика России в меняющихся условиях: новые приоритеты и возможности». Его поддержал спецпредставитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев.

Шохин отметил, что после начала боевых действий на Украине и ужесточения западных санкций в коридорах власти и среди предпринимателей всерьез обсуждалось, не стоит ли «попридержать темпы» с климатической повесткой и не выйти ли России из Парижского соглашения по климату. «Однако и профильные органы государственной власти, и бизнес пришли к выводу, что выходить из Парижского соглашения, из международных программ и проектов ни в коем случае нельзя. Важно продолжать сотрудничество, так как изменение климата является общей проблемой человечества, здесь наша заинтересованность в глобальной повестке остается», — подчеркнул он.

Парижское соглашение 2016 года направлено на существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и ограничение повышения глобальной температуры в этом столетии до двух градусов Цельсия относительно 1850–1900 годов (на сегодняшний день глобальная температура поднялась примерно на 1,1 градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой). Одновременно участники соглашения договорились искать средства для еще большего ограничения этого повышения до 1,5 градуса. Страны, присоединившиеся к соглашению, обязуются сокращать выбросы и вести работу по адаптации к последствиям изменения климата.

По словам Шохина, «несмотря на громкие климатические лозунги», сейчас климатическое сотрудничество страдает от геополитических ограничений. В частности, он сослался на исследование Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ о том, что в условиях санкций декарбонизация будет обходиться российским компаниям существенно дороже из-за ограничений доступности технологий. «Из-за введенных санкций со стороны западных стран выполнение части мероприятий по декарбонизации экономики Российской Федерации ограничено, особенно в части повышения энергетической эффективности, развития возобновляемых источников энергии и использования водорода, поскольку декарбонизация во многом зависит от импортного оборудования и технологий», — говорилось в этом исследовании.

На конференции ООН по изменению климата (COP27), прошедшей в ноябре 2022 года в Египте, Россия настаивала на принципе технологической нейтральности и выводе низкоуглеродных технологий из-под санкций.

Пересмотр плана по низкоуглеродному развитию

Санкции и изменение геополитических условий необходимо учесть при доработке проекта операционного плана реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, заявил Шохин. Работа над планом стартовала в начале 2022 года, его доработка и утверждение намечены на середину 2023 года, уточнил он.

Читайте на РБК Pro

Шесть неприятных симптомов постковида и как с ними справиться

Как учить английский язык тем, кто хочет быстро вырасти в карьере

Три магических числа Яндекса: о чем говорит отчет российского ИТ-гиганта

Как бухгалтер обводит вас вокруг пальца — 13 самых популярных схем

В корректировке проекта плана нужно «исходить из реализуемости проектов, а не просто из лозунгового характера намерений», подчеркнул президент РСПП.

«Вероятно, стоит поставить вопрос даже шире и посмотреть критически на наши цели по достижению углеродной нейтральности. Безусловно, мы закладывали целый ряд дорогостоящих мероприятий в проекте операционного плана. Но с учетом закрытия западных рынков для российских экспортеров нам надо определиться, продолжать ли нам вообще двигаться в фарватере западных подходов к климатической повестке», — сказал Шохин.

Он отметил, что сокращение 1 т парникового газа за счет возобновляемых источников энергии обходится России почти в десять раз дороже, чем за счет лесоклиматических проектов или проектов, связанных с управлением свалочным газом (он образуется путем разложения органических веществ в твердых бытовых отходах и промышленных отходах). Еще более дорогостоящими, по словам Шохина, являются проекты, связанные с «зеленым» водородом (водородным топливом, получаемым с помощью технологий возобновляемых источников), — более $100 за тонну CO2-эквивалента.

«Все эти мероприятия мы закладывали в проект операционного плана, и сейчас надо посмотреть внимательно, насколько они актуальны и реализуемы», — сказал он.

«В России нет ориентации на одно направление, как например, ВИЭ. Нам важно комплексное устойчивое развитие, и это универсальный подход», — сказал РБК первый замминистра экономического развития Илья Торосов. «Мы всегда говорили, что подходим к проблемам климата с учетом российских интересов, с учетом тех ресурсов, которые имеем в достатке. И такой подход учитывается в Стратегии низкоуглеродного развития России. Это и атомные технологии, и водородные технологии, газ и ВИЭ. В то же время в связи с наличием огромных лесных ресурсов одним из направлений государственной климатической политики является создание возможностей для реализации бизнесом лесоклиматических проектов», — указал он.

В декабре 2022 года гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов говорил на круглом столе, что в условиях санкционного давления участие России в «зеленом» переходе будет осложнено из-за ограничений в экономике, технологиях и науке. Есть риск, что в этих условиях госструктуры и бизнес могут закрывать глаза на климатические вопросы, предупреждал программный директор РСМД Иван Тимофеев.

Подходы дружественных стран

Глава РСПП призвал формировать климатическую повестку не только с учетом национальных целей, но и с учетом подходов партнеров России, в частности по БРИКС, рассмотреть «всю палитру подходов» с учетом политики дружественных стран.

В Китае ESG-трансформация находится на подъеме, отмечалось в прошлогоднем докладе российского Национального ESG альянса. Страна поставила цель достичь углеродной нейтральности к 2060 году. В 2021 году была запущена национальная система торговли выбросами China ETS, которая пока покрывает только сектор электроэнергетики. «Традиционно флагманом ESG считаются западные рынки, однако бурный рост числа инициатив в данной сфере происходит и на Востоке», — говорилось в докладе.

Шохин заметил, что в Европе переход на возобновляемые источники был продиктован задачами энергетической безопасности, тогда как Россия стала копировать эти подходы без реального экономического обоснования. «Поэтому сейчас мы видим, что, несмотря на весь климатический алармизм, мы можем корректировать какие-то планы», — сказал он. Кроме того, и сама Европа сейчас нарастила использование угля и углеродоемкого американского сланцевого газа, напомнил глава РСПП.

Советник президента — специальный представитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев подчеркнул, в свою очередь, что глава государства «ни в коем случае не убирает из повестки дня вопросы борьбы с изменениями климата».

«Другой вопрос, что задача усложнилась, потому что в нынешних реалиях мы увидели ложные подходы в отношении нас. Пытались нас вести своим путем наши бывшие коллеги», — отметил он.

«Сейчас мы должны придумать новую модель, где мы не пристраивались бы куда-то, нас не вели куда-то, не навязывали нам свои идеи и ценности и технологии. Мы должны создать свою модель с пулом стран, которые нам дружественны, на площадках БРИКС и ЕАЭС», — заявил Эдельгериев.

Он также высказался за то, чтобы не торопиться сейчас с новыми мерами поддержки бизнеса для реализации климатических проектов. «Мы находимся в условиях, когда происходит СВО и нам нужно баланс держать. Надо, чтобы там все закончилось благополучно, а потом уже такие решения делать в отношении энергоперехода. Нам надо чувствовать реальность», — сказал он.

Вопрос актуальности «западных» подходов к климатической повестке напрямую связан с доступностью западных низкоуглеродных технологий, замечает партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин. По его словам, инструменты регулирования выбросов парниковых газов в целом ориентированы на создание благоприятных условий для реализации тех инициатив, которые соответствуют ключевым нарративам социально-экономического и технологического развития. Для западных стран это прежде всего достижение энергонезависимости путем внедрения возобновляемых источников энергии и отказа от ископаемого топлива.

«Но для России такая постановка задачи является очевидно проигрышной, так что спектр возможных направлений декарбонизации существенно шире, и в текущих условиях инструменты углеродного регулирования должны использоваться именно как поддержка, а не как барьер. Поэтому ключевой задачей развития климатической повестки в России является ее координация с приоритетными задачами социально-экономического развития и технической модернизации российского производства», — считает Лукин.

Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (.pdf) была утверждена в конце 2021 года. Она декларирует, что к 2050 году нетто-выбросы парниковых газов (то есть выбросы за вычетом поглощенных) должны сократиться в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом — до 630 млн т. А к 2060 году Россия в случае реализации стратегии должна выйти на полную углеродную нейтральность — то есть все парниковые газы, выделяемые в атмосферу, должны поглощаться.

По оценке экспертов центра устойчивого развития Института ВЭБа, реализация всех мер по декарбонизации потребует 46,9 трлн руб. инвестиций в ценах 2021 года, что соответствует 0,73% ВВП ежегодно. В январе 2022 года, до введения санкций, премьер-министр Михаил Мишустин говорил, что расходы на комплексные меры по снижению углеродного следа могут составить от 1 до 2% ВВП ежегодно в горизонте до 2050 года.

Авторы
Теги

Анна Гальчева,

Инна Деготькова
Источник

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.
Загрузка...
Вам также могут понравиться
Загрузка...