Путин поддержал передачу судостроительной корпорации ОСК в управление ВТБ»/>
ОСК будет передана в доверительное управление ВТБ на пять лет. В прошлом году Путин раскритиковал главу ОСК Рахманова за убыточные контракты. В колонке для РБК глава ВТБ Костин писал, что ОСК не справляется с вызовами
ВТБ
VTBR
₽0,02666
+2,24%
Купить
Андрей Костин и Владимир Путин
(Фото: kremlin.ru)
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) передается под управление банка ВТБ. О таком решении президент России Владимир Путин заявил на встрече с главой банка Андреем Костиным. По словам главы государства, с соответствующей инициативой вышло правительство России, предложившее передать в управление ВТБ акции ОСК.
«Проблем много, вопросов много, но это работающая структура, набирающая темп этой работы. Я очень рассчитываю на то, что ваши специалисты справятся со всеми этими задачами», — сказал Путин, отметив необходимость особого внимания к вопросам финансового оздоровления ОСК и пообещав поддержку со стороны правительства.
«Спасибо за доверие. Команда готова, будем работать», — ответил Костин. Глава ВТБ сказал, что банк сотрудничает с судостроительной корпорацией с самого момента ее создания и знает все ее проблемы.
«Я уверен, что при вашей поддержке мы справимся с этой задачей. Там задач много стоит, особенно при нынешних условиях, но все они, на мой взгляд, решабельны», — добавил Костин.
После этого вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что ведомство вместе с другими федеральными органами власти подготовит проект постановления правительства о передаче акций ОСК. Они будут переданы в доверительное управление ПАО «Банк ВТБ» сроком на пять лет, уточнил Мантуров.
Путин отчитал главу ОСК за «вредные для Родины» контракты
Бизнес
«Принятое решение будет способствовать долгосрочной стабилизации финансового состояния крупнейшего государственного судостроительного холдинга и положительно отразится как на внутригрупповом взаимодействии, так и на работе с заказчиками и контрагентами», — сказал вице-премьер. По его словам, таким образом собираются привлечь внебюджетное финансирование для дальнейшего развития корпорации. «Мы ожидаем, что доверительный управляющий с учетом его многолетнего опыта обеспечит эффективное управление федеральным имуществом, бесперебойное и своевременное выполнение АО «ОСК» как гособоронзаказа, так и гражданских заказов. При этом выведет в прибыль корпорацию, сохранит и разовьет производственные компетенции входящих в нее предприятий», — сказал Мантуров.
Читайте на РБК Pro
Не отказаться, а отложить: как сэкономить, не меняя образ жизни
Великое сопротивление: запрет удаленки привел к массовому уходу персонала
«Индекс бигмака» не работает: что определяет соотношение валют в России
Хакнули мобильное приложение: как остановить атаку на бизнес
ОСК не будет менять форму собственности и обязательства по действующим контрактам, говорится в сообщении корпорации, «в том числе по исполнению гособоронзаказа и строительству гражданских проектов», поступившем в РБК. «Судостроение сейчас находится в фазе роста, что требует обеспечения финансовой стабильности и инвестиций в модернизацию производственных мощностей ОСК, где консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса», — сообщили в ОСК.
После заявления Путина в ВТБ заявили, что «любые действия со стороны ВТБ будут возможны после того, как правительством будет согласован порядок и реализована процедура передачи принадлежащих государству акций ОСК в доверительное управление ВТБ». В банке указали, что «корпоративные изменения ни в коем случае не должны повлиять на обязательства корпорации перед заказчиками, кооперацией, сотрудниками: непрерывность хозяйственной деятельности судостроительного холдинга — безусловный приоритет».
Критика Путина в адрес ОСК
АО «Объединенная судостроительная корпорация» учреждена 21 марта 2007 года по указу президента России Владимира Путина. 100% акций ОСК (зарегистрирована в Санкт-Петербурге) находятся в федеральной собственности.
Цели создания корпорации на тот момент — сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-морского флота, а также развитие гражданского судостроения, освоение континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.
Главой компании является Алексей Рахманов, он занял этот пост в июне 2014 года. До этого Рахманов был замглавы Минпромторга. В августе 2022 года Путин раскритиковал Рахманова за заключенные убыточные контракты, указав, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины. «Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?» — спросил Путин, обращаясь к главе ОСК в ходе совещания по судостроению.
По итогам 2022 года консолидированная выручка ОСК по МСФО составила порядка 350 млрд руб. «Это несколько ниже, чем в 2021 году, на 8,7%, но в основном снижение связано с тем, что часть заказов была перенесена, а часть судов была передана с опозданием. Это произошло из-за срыва поставок комплектующего оборудования», — говорил Рахманов в минувшем июне в интервью «Интерфаксу». При этом ОСК получила убыток «порядка двух десятков миллиардов рублей, или примерно 6% от выручки». «Это неприятная для нас ситуация, но мы много обсуждали вопрос о том, что происходило, например, с рыболовецкими судами и в чем была причина возникновения таких убытков», — сказал Рахманов.
В апреле 2023 года в колонке для РБК глава ВТБ Андрей Костин отмечал, что в условиях перестройки логистики нефтегазового экспорта России предстоит в разы нарастить мощности промышленного судостроения — построить сотни новых нефтеналивных танкеров, газовозов, судов для освоения шельфа, контейнеровозов, других специализированных гражданских судов.
«Способна ли находящаяся в федеральной собственности ОСК (контролирует 80% потенциала отрасли) оперативно и эффективно справиться с этими вызовами?! Мне представляется, что нет», — рассуждал Костин.
ОСК — крупнейшая судостроительная компания России. В состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах.
Численность работников предприятий ОСК превышает 105 тыс. человек. Средняя зарплата достигла 85,4 тыс. руб. (рост к 2014 году на 60%). В ближайшие пять лет прогнозируется рост численности еще на 12%, сообщили в пресс-службе корпорации.
Верфи ОСК строят подводные лодки, боевые и патрульные корабли, ледоколы, транспортные, промысловые и пассажирские суда. В среднем ОСК каждый год сдавала 19–20 гражданских судов, но в 2023-м корпорация планирует передать заказчикам до 30 судов, говорил Рахманов.
С момента создания ОСК предприятиями корпорации было построено и отремонтировано суммарно более 320 единиц кораблей и судов.
Финансовые показатели ВТБ сильно улучшились (чистая прибыль за полугодие стала рекордной — почти 290 млрд руб.), поэтому у банка расширились возможности для финансирования проектов в реальном секторе экономики, считает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Судостроение сейчас остро нуждается в дополнительном финансировании. У ОСК высокий уровень загрузки мощностей, есть потенциал [для развития], разработан ряд проектов по расширению и модернизации производственных мощностей», — говорит эксперт.
Но спрос со стороны российских гражданских заказчиков в целом не удовлетворен, в первую очередь это касается крупнотоннажных судов, замечает Бурмистров. По его словам, принятое решение по передаче ОСК в доверительное управление ВТБ «достаточно логично», позитивно для судостроительной корпорации и не несет рисков для банка. «Очевидно, ВТБ сейчас усилит экспертизу в судостроительном бизнесе. А у проектов банка в сфере водного транспорта появится новый импульс, так как «ВТБ Лизинг» («дочка» ВТБ) сможет реализовать новые проекты с опорой на российский флот», — полагает Бурмистров.
Авторы
Теги
Евгений Калюков,
Артём Кореняко
При участии
Юлия Кошкина, Тимофей Дзядко
Источник