Как остановить естественную убыль населения России
Демографическую яму деньгами не засыпать
Свое шестнадцатое по счету Послание Федеральному собранию президент Путин начал с острейшего для страны вопроса — демографии. И это не случайно. В конце 2019 года в обществе произошел мощный информационный «взрыв», связанный с демографической ситуацией в стране. Этот «взрыв» был вызван опубликованием Росстатом оперативных данных о естественном движении населения в 2019 году. Они оказались просто шокирующими. За январь–октябрь 2019-го естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 259,6 тыс. человек. Другими словами, по итогам текущего года убыль в стране стала самой высокой за 11 прошедших лет. В XXI веке выше этот показатель был только в 2008 году — 362 тыс. человек. Приток мигрантов не скомпенсировал эту убыль, численность населения нашей страны ощутимо сократилась.
фото: pixabay.com
«Судьба России, ее историческая перспектива, — подчеркнул В.Путин в Послании, — зависит от того, сколько нас будет, зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет». И далее президент признал, что страна вступила в очень сложный демографический период. Эта сложность, по его словам, обусловлена «демографическими ямами» прошлых лет — третьим эхом Великой Отечественной войны и эхом демографического кризиса 90-х годов, поскольку сейчас семьи создают малочисленное поколение, из-за чего ожидаемо падает рождаемость.
Именно поэтому, отметил президент, необходимо оказать финансовую поддержку вновь создаваемым семьям, семьям с малолетними детьми и тем самым компенсировать негативные последствия «демографических ям», стимулировать рост населения. При этом В.Путин особо подчеркнул, что благодаря мерам, которые «мы приняли, начиная с середины 2000-х годов, нам удалось добиться положительных результатов в демографии. И даже выйти на естественный прирост населения».
Действительно, по мнению экспертов-демографов, финансовые «вливания» улучшили ситуацию, и этот подход обеспечил до 10% дополнительных рождений. Но он кардинально проблему не решил и не решит.
В качестве важнейших средств стратегического решения проблем демографического кризиса В.Путин вновь предложил их дальнейшую финансизацию: продление программы материнского капитала как минимум до 2026 года; увеличение его размера при рождении второго ребенка, погашение ипотечного кредита при рождении третьего ребенка; введение с 2020 года выплаты за детей от 3 до 7 лет, чьи доходы не превышают прожиточного минимума на человека и ряд других мер. Почти полтриллиона рублей в год понадобится на реализацию мер социальной поддержки, о которых заявил глава государства.
К сожалению, этот стратегический вывод президента неоправданно оптимистичен. Видимо, текст Послания писался до опубликования официальных данных Росстата о естественном движении населения в 2019 году и новым мощном «взрыве» демографической ситуации в стране. Поэтому делать выводы о том, что финансовые меры решили демографическую проблему в России, что начиная с середины 2000-х годов нам удалось «выйти на естественный прирост населения», — это убаюкивание самих себя, а заодно и сомнительное соблазнение молодежи «легкими» денежными знаками. Такая демографическая политика, как свидетельствуют статданные, несмотря на все финансовые вливания, не дала ожидаемого результата — значительного и стабильного роста населения.
С политико-экономической точки зрения решение демографических проблем только точечными финансовыми мерами — это чистейший популизм. Не вызывает сомнения, что деньги помогают молодым семьям, но коренным образом улучшить демографическую ситуацию они не способны!
Демографический кризис, в который вступила страна, как свидетельствуют данные Росстата, начались не в 2000 годах, а десятилетием раньше, с момента «реформирования» экономики либерал-экономистами. Об этом отчетливо свидетельствует динамика естественного движения населения России. В 1995 году общая убыль населения страны составила 168,3 тыс. человек, в 2000-м — 586,5 тыс., в 2005-м — 564,4 тыс. Затем «минус» сменился на «плюс»: в 2010-м прирост россиян составил 31,4 тыс., в 2010-м — 277,4 тыс. Однако в последние годы — опять убыль: в 2018-м она составила почти 100 тыс. человек.
Как видно из приведенных данных, период длительной депопуляции в России, охватившей почти все ее субъекты, приходится на начало 90-х годов, с момента гайдаризации экономики. Смертность населения РФ в этот период начала в 1,5 раза превышать рождаемость. Так, уже в 1992 году естественный прирост населения впервые со времен Великой Отечественной войны сменился убылью.
Население России, по мере «эффективного» реформирования экономики и социальной сферы, год от года сокращало свое воспроизводство естественным путем, то есть за счет превышения рождаемости над смертностью, а если и росло, то благодаря миграции. В 2015 году, после воссоединения Крыма с Россией, прирост составил 277 тысяч, и численность населения достигла 146,3 млн человек. И все равно с 2015 года фиксируется резкое снижение рождаемости, и это несмотря на множество программ по поддержке молодых семей с детьми. В 2020-е годы, при продолжении нынешней демографической политики, нынешнее поколение потенциальных матерей резко сократится в численности, а значит, число рожденных детей будет продолжать падать.
Даже если вливание денег, финансизация демографии доведет величину ключевого показателя демографии — суммарного коэффициента рождаемости (то есть среднее число рождений, приходящихся на одну женщину) в 2024 году до 1,7, а именно такую задачу поставил В.Путин, Россию это не спасет. Для простого воспроизводства нужен коэффициент 2,15, а с учетом вывода страны из демографического кризиса — не менее 2,4.
Вряд ли можно согласиться с тезисом из Послания, что «демография — это сфера, где нет какого-то универсального решения». Таким универсальным решением, с точки зрения научной экономической теории и мировой практики, являются уровень развития экономики и социально-культурный фактор, установки сознания. И президент, кстати, может быть неосознанно, но привел один из таких примеров влияния фактора сознания на рождаемость. Он сообщил, что в 1999 году, в мирное время, коэффициент рождаемости составил в нашей стране 1,16, а в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, — 1,3. Это свидетельствует о том, что даже в тяжелейшие годы войны очень существенную роль сыграли именно установки сознания — вера в победу советского народа в Великой Отечественной войне, чувство патриотизма и личные надежды людей на начало новой послевоенной истории.
В нынешнее же мирное время в России за почти тридцать лет «реформ» сформировалась не экономика развития, нацеленная на повышение благосостояния человека, а экономика торможения. В стране произошло четыре полномасштабных экономических кризиса, не считая «черных» вторников и пятниц, двукратная девальвация рубля, пенсионные, демографические и другие социально-экономические «взрывы».
Особенно остро почувствовали «демократические преобразования» работающий люд и молодежь. «Реформаторы» довели среднегодовой объем ВВП на душу населения в России до уровня среднемесячной зарплаты в США. Такого резкого снижения ВВП на душу населения и заработной платы никогда не бывало в странах с рыночной экономикой.
По заработной плате в реальном исчислении россияне не вышли на уровень 1990 года, то есть отстали от самих себя на 30 лет. А по интегральному показателю качества жизни, которым является средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мы находимся на уровне 1960 года.
Как следствие, в сознании молодежи все более укрепляется установка «малодетности», вызванная туманными перспективами, отсутствием стабильного экономического роста, нормальной работы, падением доходов. Вот уже шестой год экономический рост в России фиксируется в пределах статистической погрешности. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в 2019 году едва превысил 1,6 триллиона долларов. В 2014-м он был на 20% больше. Лишних денег в стране, которые могли бы быть направлены на развитие экономики, хоть отбавляй. Об этом не преминул заявить в Послании и президент: мы имеем профицит бюджета, национальная кубышка — Фонд национального благосостояния — превысила 7% от ВВП. При эффективном вливании этих сознательно замороженных финансовых ресурсов в реальный сектор наша экономика не может не расти менее чем по 3% в год. Но этого нет и при продолжении, пусть даже с определенными модификациями, курса «реформ» на основе экономической либерализации — и не будет! Без радикального обновления сферы материального производства нельзя решить проблему демографического кризиса, добиться того, чтобы Россия заняла достойное место в мире.