Брат Белоусова предсказал удар второй волной коронавируса по экономике
Осень рубля: 100 за доллар в четвертом квартале
Ожидаемая вторая волна пандемии и карантинных ограничений обрушит рубль до отметок 90-100 за доллар уже осенью. Это – в худшем случае. В лучшем – до 85, полагают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В нынешней ситуации возможно все, говорят, в свою очередь, опрошенные нами эксперты. С коллегами из ЦМАКП они сходятся как минимум в том, что во втором полугодии мировой спрос и цены на нефть могут снизиться еще больше. Курсу отечественной валюты это не прибавит прочности.
Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм
В России карантинные меры продлятся до конца июня, а в октябре-декабре ожидается еще одна вспышка заболеваемости, с предполагаемыми потерями ВРП (валовой региональный продукт) крупных городов до 20%. Соответственно, правительству вновь придется закручивать гайки, и, судя по всему, возвращать страну к режимам нерабочих дней и жесткой самоизоляции, считают в ЦМАКП.
Согласно заложенному в его докладе пессимистичному сценарию, осенью курс доллара вполне может зашкалить за 100 рублей. Причем не только из-за нефтяного фактора, но и по другим причинам, среди которых отток капитала за рубеж и сезонный рост внутреннего спроса на валюту. Кстати, к прогнозам ЦМАКП в последнее время повышенный интерес: одним из руководителей центра является Дмитрий Белоусов, родной брат первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Не слишком ли аналитики сгустили краски? Да, сейчас ситуация с эпидемией улучшается, но от перспективы серьезного ослабления экономики и связанных с этим естественных страхов нам никуда не уйти, рассуждает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Основная проблема, по его словам, в том, что пространство для маневра у властей крайне ограничено: какие-то деньги они потратили и раздали, чтобы смягчить коллапс, но этого явно недостаточно.
Что касается рубля, то он пока держится на плаву во многом благодаря поддержке ЦБ и значительному профициту ликвидности, накопленному в банковской системе. Но вот вторую волну пандемии, случись она осенью, российская валюта может и не выдержать, поскольку экономика еще не успеет оправиться от потрясений. И тогда курс доллара не только превысит 90 рублей, но в начале 2021 года уверенно направится к отметке 100.
Главный риск для нашей экономики в случае второй волны пандемии – это снижение нефтяных цен и спроса на энергоносители, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Если баррель нефти будет стоить $30-32, то курс рубля опустится до 80-85 за доллар. Обвал, впрочем, по его мнению, маловероятен: возможность повторной вспышки уже заложена в сценарии правительства и ЦБ, предусмотревших действия по поддержке курса.
Рубль в период обрушения мировых финансовых рынков в марте и нефти в апреле пострадал незначительно и остается переоцененной валютой, что отражено в низкой рублевой стоимости нефти, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Дмитрий Бабин. Сейчас, напоминает эксперт, рубль поддерживают высокий спрос на ОФЗ, а также ожидания восстановления нефтяного рынка. Но новый шквал пандемии изменит настроения инвесторов, и тогда ничто не удержит курс от резкого ослабления.
К примеру, если котировки Brent опустятся к $25, то только для сохранения текущей рублевой стоимости нефти (около 2700 рублей за баррель Urals) доллар должен стоить больше 100 рублей. Между тем, резюмирует Бабин, с точки зрения доходов госбюджета и экспортеров, даже такой уровень дискомфортен в долгосрочном плане, поскольку в начале марта он составлял 3400, а в 2019-м находился в коридоре 3700-4400 рублей. Соответственно, обрисованный в докладе ЦМАКП сценарий вполне вероятен.
Более сдержанно к такой перспективе относится заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Даже когда цены на нефть провалились в этом году до $19 за баррель, доллар не смог подняться выше 77 рублей (а за последние 20 лет — выше 86 рублей), напоминает она. Конечно, рост «американца» сдерживается бюджетным правилом, без него доллар уже вполне мог бы подняться до 90 рублей и даже выше. Но вероятность отмены бюджетного правила почти равна нулю.
Вместе с тем, никто не отменял ключевого изъяна российской экономики — сохраняющейся зависимости бюджетных доходов от экспортных цен на углеводороды. До конца года останутся в силе и ограничения на путешествия и авиасообщение. Значит, спрос на нефть будет низким, и возвращение цены барреля на уровень $60 в ближайшие месяцы маловероятно. Что же касается второй волны пандемии, то ее может и не быть. На это остается уповать не только людям, но и экономике.