Железная дорога свяжет угольное месторождение Элегест с Транссибом, узнал Ъ
Правительство РФ приняло распоряжение о заключении концессионного соглашения на строительство железной дороги Кызыл-Курагино длиной 410 километров, которая свяжет угольное месторождение Элегест с Транссибом, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в отрасли. Это также подтвердили в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича.
Проект Кызыл-Курагино стоимостью 192,4 миллиарда рублей будет реализован по концессии сроком на 30 лет (с октября 2018 по декабрь 2048 года). Концедентом выступит Росжелдор, концессионером специальная проектная компания (СПК), где по 47,5% принадлежит «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (ТЭПК) Руслана Байсарова, владеющей лицензией на Элегест, и УК «Лидер», еще 5% РЖД. Собственные средства концессионера составят 15% инвестиций, остальное СПК займет. Плановый объем перевозок 15 миллионов тонн в год.
Как сообщает издание, в соглашении предусмотрена компенсация концедентом минимальной гарантированной доходности (МГД), за счет которой покрывается недополученная выручка концессионера, если вывоз грузов оказывается ниже плана. Специальной проектной компании компенсируется и разница между фактическим тарифом и закрепленным в финансовой модели.
При этом в распоряжение правительства не вошел один из ключевых вопросов приоритетный доступ ТЭПК к железным дорогам на Дальний Восток. Отмечается, что Минтранс предлагал внести пункт, подразумевающий приоритет на железной дороге для отправителей грузов с объектов концессионных соглашений, заключенных на условиях МГД. Как пояснил газете источник, знакомый с ситуацией, это необходимо для того, чтобы государство, уже гарантировавшее через МГД концессионеру вывоз грузов, не несло убытки в случае каких-либо сбоев при их пропуске по общей инфраструктуре. Но ряд ведомств настаивали на сохранении равенства. В итоге положение о приоритете в распоряжение не вошло.
В ТЭПК газете пояснили, что с РЖД в 2013 году заключено соглашение, по которому монополия намеревается обеспечить перевозку 15 миллионов тонн угля в год от Курагино к портам Дальнего Востока. В мае 2017 года РЖД уведомили компанию, что в проекте модернизации БАМа и Транссиба учтена потребность вывоза 12 миллионов тонн грузов к 2020 году, еще 3 миллиона тонн будут учтены в мероприятиях по развитию инфраструктуры после 2020 года. Таким образом, пропускные и провозные способности для вывоза 15 миллионов тонн угольного концентрата в год с учетом выхода проекта на проектную мощность в 2024 году будут обеспечены, пояснили газете в ТЭПК.
В РЖД отметили, что реализуют проект развития участка Междуреченск-Тайшет, направленный на обеспечение к 2020 году перевозок на восток 15 миллионов тонн грузов с Кызыл-Курагино, в том числе 12 миллионов тонн угля с Элегеста.
Источник издания, знакомый с ходом согласования проекта, заявил газете, что риски федерального бюджета по этому проекту так и не удалось сбалансировать. Другой собеседник объяснил, что железнодорожная инфраструктура в направлении Дальнего Востока заполнена другими угольными потоками. Вывоз грузов с Элегеста гарантируют только соглашения, стороной которых являются РЖД, но не все из них носят обязывающий характер, а отвечать перед ТЭПК за вывоз будет бюджет.