Вчера Карабах, завтра Донбасс и Крым?
На фоне развития нагорно-карабахского конфликта и решения его в пользу Азербайджана на Украине набирает популярность идея силового решения вопроса территориальной целостности страны, а именно, вопроса «возвращения» в состав Украины Крыма, Донецкой и Луганской областей.
На украинских интернет-ресурсах звучат провокационные заявления так называемых «экспертов»:
— «Украина пройдет путь Азербайджана и похожим способом сможет освободить оккупированные территории Донбасса и Крыма»;
— «Украина начнет освобождать Крым и Донбасс» по карабахскому сценарию, как только Россия ослабнет».
Высказывается мнение о появлении «первых признаков ослабления России как раз на Кавказе».
Подчеркивается, что «Киеву необходимо заручиться поддержкой влиятельных и мощных игроков».
И делается опрометчивый вывод, что «Киев при поддержке западных союзников сможет восстановить территориальную целостность страны».
Основные ключевые тезисы «экспертных» мнений украинских обозревателей сводятся к следующему:
♦ проводится аналогия между Нагорным Карабахом с одной стороны и Крымом и Донбассом — с другой;
♦ необходимо ослабление России, которое проявляется на Кавказе;
♦ необходима военная поддержка Украины влиятельных и мощных стран.
Проведем детальный разбор этих тезисов.
Начнем с Крыма. Республика Крым — это субъект Российской Федерации. Никаких аналогий с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой быть не может. Любая попытка вооруженного захвата территории России будет мгновенно пресечена всей мощью российских Вооруженных Сил, в том числе с применением ядерного оружия.
Проводить аналогию между непризнанными Донецкой и Луганской народными республиками и НКР также некорректно и нелогично.
По состоянию на ноябрь 2020 г. в ДНР проживает более 170 тыс. граждан России, а в ЛНР — более 150 тыс. Оформление российского гражданства жителям этих непризнанных республик в упрощенном порядке продолжается высокими темпами. Согласно Конституции РФ, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Таким образом, при попытке осуществления вооруженного захвата территорий Донецкой и Луганской народных республик возникнет реальная угроза жизни более чем 320 тыс. граждан России. Президент Российской Федерации как гарант Конституции будет обязан защитить жизни граждан своей страны, используя все доступные силы и средства, в том числе Вооруженные Силы РФ.
Украинские «эксперты» не поясняют, в чем «проявляется ослабление России на Кавказе». Напротив, Россия разместила дополнительный вооруженный контингент в этом регионе, усилив таким образом свои позиции. Размещение же турецких войск в Азербайджане никоим образом не говорит о каком-либо «ослаблении» России.
Если украинские обозреватели видят «ослабление России» в военном плане, то здесь они также заблуждаются. Российские Вооруженные Силы за последние пять лет получили колоссальный боевой опыт. Российское вооружение прошло практическую проверку в вооруженных конфликтах и показало свое превосходство над западными аналогами.
Ключевой тезис о необходимости заручиться «военной поддержкой мощной державы». «Эксперты» рассчитывают на военную помощь США совместно с блоком НАТО. Также высказывается мнение, что за Украину может вступиться Турция независимо от НАТО.
Одно дело — противостоять России в режиме экономических санкций и совершенно другое — открытое вооруженное противостояние ядерной державе. Вооруженная поддержка Украины в вопросе «восстановления» ее территориальной целостности — это огромный риск для США и их союзников по НАТО. Не имея запредельной мотивации в решении украинского вопроса, американский истеблишмент не допустит риска возникновения ядерного конфликта. Таким образом, вероятность вооруженной поддержки Украины со стороны США стремится к нулю.
Непосредственной военной поддержки со стороны Турции, которая, по мнению украинских «экспертов», не боится открыто противостоять России, Украина навряд ли дождется. Во-первых, в Нагорном Карабахе Турция действовала, исходя из своих региональных интересов. То же самое можно сказать о конфликте в Ливии. Киев же сможет заинтересовать Анкару лишь предложив ей отдать Крым. Но даже ради сверхамбициозного расширения границ наследницы Османской империи турецкое руководство не пойдет на открытый вооруженный конфликт, в котором она заведомо обречена на провал.
Более того, как показал последний нагорно-карабахский конфликт, именно смена внешнеполитического вектора армянского руководства с России на Запад привела к потере исконно армянских территорий. США поощряли антироссийские шаги Н.Пашиняна, который не желал смотреть реалиям в глаза и игнорировал российские инициативы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. При этом Вашингтон, на словах демонстрировавший, что он ключевой союзник Еревана, на деле не оказал никакой реальной поддержки Армении.
Исходя из вышесказанного, выводы украинских «экспертов» о скором «восстановлении территориальной целостности» страны по карабахскому сценарию несостоятельны по всем ключевым тезисам. Развязывание вооруженного конфликта с Россией будет концом украинской государственности.