Падение цен на нефть приблизило Россию к критической отметке
ОПЕК+ настаивает на дальнейшем сокращении добычи
Рекомендация о дополнительном сокращении добычи нефти, данная на собранном впопыхах заседании технического комитета ОПЕК+, хотя и стабилизировала цены на сырье, но не стала толчком к их росту. Котировки остались на уровне в $55 за баррель. Возможно, трейдеры усомнились в том, что входящие в альянс страны последуют такому указанию. Россия явно недовольна рекомендацией техкома и не торопится идти на снижение производства. Правда, долго играть на нервах участников биржевых торгов у нашей страны вряд ли получится: если цена барреля упадет еще на $10–12, то федеральный бюджет снова окажется в дефиците и экономический прорыв, на который надеются чиновники, превратится в иллюзию.
фото: kremlin.ru
Глава Минэнерго РФ Александр Новак не согласен с рекомендацией ОПЕК+ снижать добычу нефти.
Срочное заседание технического комитета ОПЕК+ было вызвано тем, что цены на нефть за последнюю неделю упали на $10, а с начала года баррель подешевел более чем на 20%. Разразившийся коронавирус привел к сокращению потребления топлива в Китае, который остается одним из главных потребителей энергоресурсов в мире. Очевидно, что рекомендация ОПЕК+ была утверждена в крайне сложных обстоятельствах. Пожелание о сокращении добычи на 600 тыс. баррелей в сутки до конца 2020 года участники альянса приняли только после трех дней переговоров. На снижении производства в первую очередь настаивала Саудовская Аравия. Россия, входящая в тройку крупнейших добывающих стран мира, до последнего момента не соглашалась идти на подобные меры. После коллегиального решения министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что свое решение Москва озвучит в ближайшие дни.
Очевидно, что сокращать производство и дальше Россия не собирается. «Отказ Москвы идти на подобные меры вполне логичен. Снижение производства грозит нашей стране потерей доли рынка, которую займут США, не участвующие в меморандуме ОПЕК+», — уверен глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Кроме того, рекомендация технического комитета ОПЕК+ является лишь руководством к действию, но не обязательством. «Окончательное решение будет принято на министерской встрече альянса, точная дата которой пока не названа. Изначально встреча была назначена на конец марта, когда истекает действующий срок ограничений по добыче. Но уже сейчас существует информация, что саммит будет перенесен и состоится не позднее 14–15 февраля», — отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Игорь Галактионов.
Спасет ли баррель рекомендация технического комитета ОПЕК+ о сокращении добычи еще на 600 тыс. баррелей в сутки — еще неизвестно. Пока котировки зафиксировались на уровне в $54–55. «С фундаментальной точки зрения, нефть может вернуться в коридор в $60–63 за «бочку», но это окажется пределом. Для дальнейшего роста котировок необходимо снизить добычу не менее чем на 3 млн баррелей — настолько снизилось потребление энергоресурсов в Китае», — уверена замглавы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Сомнения России в необходимости следовать рекомендациям ОПЕК+ хотя и объяснимы, однако способны привести к обратному результату. По словам аналитика ГК «Финам» Сергея Дроздова, «в свете спекулятивной конъюнктуры цены на нефть могут опуститься к отметке $50 за баррель».
Падение стоимости «черного золота» до этого уровня вплотную приблизит Россию к критической отметке — федеральный бюджет нашей страны рассчитан исходя из $42–43 за баррель. Цены ниже такой отметки критически скажутся на доходах и приведут к дефициту казны. Несмотря на обещания чиновников о росте ВВП страны в 2020 году на 1,5–2% (это самый свежий прогноз ЦБ), отечественная экономическая система, которая продолжает базироваться на доходах от экспорта углеводородов, окажется в состоянии рецессии.
Между тем других мер, кроме сокращения добычи, для стимулирования роста котировок не существует, предупреждает Деев. «Доходы бюджета нашей страны из-за сокращения экспортных поставок нефти и газа в 2020 году в любом случае снизятся. Падение доходов от нефтегазового экспорта уже сейчас оценивается в 10%. Будем тянуть с решением о сокращении добычи — бюджет потеряет гораздо более крупную сумму», — опасается эксперт.