Спрогнозировано крупнейшее в истории падение спроса на газ
Какие убытки понесет Россия
Крупнейший в истории шок ждет в этом году мировой рынок природного газа: спрос в годовом исчислении сократится на 150 млрд кубометров (4%). Даже в кризисном 2009-м спрос пострадал не столь сильно, упав на 2%, напоминает Международное энергетическое агентство. Оценивая газовые перспективы России, МЭА выходит за временные рамки коронавирусного 2020 года и заглядывает в ближайшее будущее, которое видится ей вполне радужным. Позиции РФ как ведущего экспортера незыблемы, убеждены в МЭА. Между тем, опрошенные нами эксперты не разделяют подобное мнение.
фото: pixabay.com
Нет на планете таких регионов и таких секторов экономики, в которых потребление газа не снизится, отмечает МЭА в своем докладе. Согласно прогнозу агентства, весь 2020 год – это одна сплошная черная дыра. А вот дальше события примут благоприятный оборот: уже в 2021-м спрос реанимируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Европе и Северной Америке. Главным образом, потому, что в промышленности и электроэнергетике вернется потребность в газе.
На ситуации позитивно отразится и продолжающийся переход ряда стран с угольной генерации на газовую. Что касается России, то ей МЭА предрекает светлую перспективу: начиная с 2021-го, ежегодный прирост газодобычи на 1,7% будет полностью поддерживаться экспортными проектами.
МЭА не ошиблось как минимум в одном – текущий год для производителей газа окажется действительно провальным из-за колоссального переизбытка предложения, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Второй год подряд и в Европе, и в Азии стояла очень теплая зима, соответственно, газ для отопления не понадобился.
Ситуация на европейском рынке – это вообще идеальный шторм. Ожидая, что с 1 января прервется транзит через Украину, «Газпром» и его клиенты в ЕС закачали очень много газа в подземные хранилища (ПХГ). Однако буквально в последний момент новый договор с Киевом был все же подписан. Из отопительного сезона европейцы вышли с полными ПХГ, и им сейчас нет надобности дополнительно запасаться газом на следующую зиму. В результате на спотовых рынках в Европе сложились экстремально низкие цены — от $40 до $70 за тысячу кубометров. И это при том, что точка нулевой рентабельности для поставок «Газпрома» в Старый Свет оценивается в $100.
Проблема для российского газового монополиста — еще и в том, что примерно 45% его долгосрочных контрактов привязаны к цене нефтепродуктов, и имеют лаг в шесть-девять месяцев. Поскольку в марте нефть резко подешевела, это значит, что примерно начиная с октября цена по газовому контракту может существенно отличаться от текущей спотовой цены. Разумеется, в сторону понижения. Так что «Газпром», чьи трубопроводные поставки идут, в основном, именно европейским потребителям, рискует закончить год на минорной ноте, полагает Юшков.
Добавим к этому, что за первый квартал 2020-го «Газпром» впервые в истории получил убыток в размере 306 млрд рублей. По прогнозу самой российской компании, в этом году продажи газа в Европу упадут на 17%, до 165 млрд кубометров, а средняя цена – обвалится на треть. В итоге потери могут составить до $20 млрд экспортной выручки.
«Обычно настоящие проблемы у «Газпрома» начинаются не при падении цены, а при сокращении спроса и поставок, — замечает заместитель главы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — А сейчас спрос на газ падает. Экспорт «Газпрома» в 2020 году может сократиться на 20–30%. В I полугодии при неблагоприятном развитии событий цена поставок российского газа в Европу упадет на 30–50% и будет колебаться в пределах $80–110 за тысячу кубометров в зависимости от страны».
Вслед за газовым концерном, с серьезными убытками может столкнуться и российский бюджет. В 2019 году экспорт «голубого топлива» принес в казну государства не менее $50 млрд. По итогам этого года он может оказаться на $10-15 млрд меньше. «Правительство прогнозирует бюджетный дефицит в 2020 году в размере 5-6% от ВВП. Существенной поддержки от нефтегазовых доходов, составляющих от трети до половины доходной части национального бюджета, ждать не стоит. Поэтому падение отечественной экономики может оказать вдвое больше самых негативных прогнозов правительства», — отмечает аналитик «Финама» Сергей Дроздов.