«Снежный ад и вместо лопат сковородки» — русские из США рассказывают о катастрофическом похолодании
США накрыли аномальные морозы и снежные бури. Из-за обрыва проводов многие сидят без света и воды. В южных штатах, в частности, Техасе, лопнули водопроводные трубы, взрываются бачки унитазов, рушатся хрупкие крыши. На занесенных и обледеневших дорогах — многочисленные аварии.
Русские, живущие в Америке, рассказали автору издания «Московский Комсомолец» Светлане Самоделовой, как выживают в постапокалиптическом мире и чему учат, не привыкшим к холоду, американцев.
Анна Каллахан-Муратова живет в городке Gainesville, в штате Техас, в 60 милях от Далласа, где выпало 28 сантиметров снега, или 11 инчей, как говорят местные. Анна приехала в Штаты в 2016-ом из Новосибирска. Работает зоотехником в центре конной репродукции. Живет с мужем и собакой в трейлерном парке на окраине города, довольно автономно от остальных.
— Проблема в том, что ни дома, ни службы здесь не приспособлены к таким катаклизмам. Торнадо, потопы — это, да, ожидаемо, а вот снег и лед застали всех врасплох, — говорит Анна.
— Все же Техас — южный штат, и дома здесь построены из расчета на мягкий климат. У нас дом — «тонкий», стены тепло не держат, хотя печка включена на полную катушку. Как только температура опустилась ниже минус 15, все, дом стал холодным, печка не справлялась. А было еще и минус 20!
Спали под четырьмя одеялами и в одежде. Хорошо, что у нас газовое отопление, а у многих стоят электрические обогреватели. Из-за повышенного спроса электричество подавали с перебоями. В течение трех дней включали на час, на 30–40 минут в сутки. Сейчас уже все в норме. А южнее нас, где прошел ледяной дождь, до сих пор все весьма плачевная ситуация.
— Есть пункты, куда можно прийти, отогреться, чтобы окончательно не окоченеть дома?
— Есть обогревочные станции в церквях, куда можно прийти и погреться. Проблема только в том, что на машине до них не доедешь. Снега много, дороги не чищены, за исключением шоссе. Чистить нечем. Техники в таком количестве нет. Но есть службы, в которые можно позвонить и сказать, что замерзаешь, нет еды, они приедут и заберут, отвезут на одну из обогревочных станций. У нас соседи, у которых были свет и вода, приглашали к себе тех, кто замерзал в своих домах. Собирались вместе, прихватив с собой домашних питомцев.
— Были проблемы с водой?
— В начале снежной бури губернаторы ближайших трех городов призвали местных жителей запастись водой. Народ запаниковал, стал активно набирать воду, перестарался, водные башни-танкеры были все опустошены. На дне остался нижний слой с осадком. Теперь городские службы призывают эту воду просто так не пить, а кипятить, пока вышки-танкеры снова не заполнятся водой.
— Власти помогают с питьевой водой?
— Из-за потенциальной нехватки воды, пожарные выдают по кейсу питьевой воды в бутылках на семью. (Кейс — упаковка из 24 бутылок воды по 500 мл каждая).
— В соцсетях постят снимки с лопнувшими трубами и унитазами…
— На отдаленных участках вода в трубах замерзла, если пытаться и дальше толкать воду по трубам, то их просто разорвет. Поэтому мы перекрыли подачу воды в дом. Если труба лопнет на участке до нашего дома, то починкой будем заниматься не мы, а специальные службы. А у тех, кто не успел перекрыть воду, действительно случился коллапс. Водопроводные трубы лопнули. А тех, кого не было дома, потом залило водой. И там теперь каток.
— Еды хватает?
— Банки еды (food bank) работают исправно, нашим соседям продуктовые наборы даже доставляли на дом. Провизии на одну семью выдали так много, что они поделились продуктами с нами. У нас, в принципе, тоже всегда есть запас продовольствия на случай ЧП.
— Что такое банк еды?
— Это место, по сути склад, куда ты можешь приехать, и тебе без всяких вопросов и талонов выдадут коробку еды. В набор входит замороженное мясо, овощи, фрукты… Food bank существует не только на случай ЧП. Он есть всегда. Туда обращаются семьи, у которых доход не позволяет обеспечить себя едой. Но по идее за едой может приехать любой.
— Кто-то упомянул, что у многих американцев в южных штатах, в принципе, нет теплой одежды, рассчитанной на такие морозы.
— Одежда теплая есть. Во-первых, многие путешествуют, ездят из Техаса в другие штаты. Во-вторых, тут зимой нередко бывает нулевая температура. Просто никогда не доходило до таких масштабов. Движение на дорогах сейчас парализовано. Многие не смогли попасть на работу. Холод, между тем, диктует свои законы. Сейчас те, кто никогда не позволял своим собакам прыгать на их кровать, стали брать их к себе в постель и прятать под тремя-четырьмя одеялами, чтобы псины не замерзли.
— Анна, вам не говорят, что вы — сибирячка, вам все должно быть нипочем?
— Да, постоянно говорят: «Чего ты ворчишь, какой для тебя это холод, ты же из Сибири». Да, но только в Новосибирске дома не из картона и, по моим детским воспоминаниям, всегда в помещении было тепло. Я уже не говорю про баню…
— Такого снега и мороза в Техасе не было сколько лет?
— В новостях говорили, что около 85 лет. Такая аномалия выпадает на одно поколение. Здесь обычно один раз за пару-тройку лет выпадает легкий снежок, держится пару часов и сразу тает.
— Учили американцев, как пережить холода?
— Да вроде их и учить ничему не надо. У них нормальный инстинкт выживания, многие же из них были бойскаутами, поэтому только городские неженки обычно и паникуют из-за катаклизмов.
— Судя по фотографиям в соцсетях, народ, как может, развлекается. Кто-то пускает на морозе мыльные пузыри, и они тут же замерзают в воздухе.
— Народ не грустит. Самое популярное сейчас развлечение — это привязать стол или шину к машине и катать детей по улице. Зашла сейчас на страницу нашей местной газеты в Сети, посмотрела, дети с горки катаются. Для них это в диковинку. Детвора снегу рада.
«Научил американских друзей лепить снежных баб»
Юрий Никитин уже восьмой год живет в пригороде самого крупного города Техаса — Хьюстона. Он — строитель.
— Многие сейчас сидят без света. Чтобы сократить нагрузку на энергосистему, везде веерно отключают электричество, а где-то его нет уже три дня, — говорит Юрий. — Стало ясно, что каркасные дома американцев не приспособлены к таким морозам. Большинство из них не утеплены. У нас такие строят в основном на дачах.
Трубы у многих прорвало и началась аквадискотека. А потом образовался ледяной водопад. Один мой друг, не выдержав холода, перебрался к знакомым, у которых есть камин. Другой достал с антресолей пуховый спальник, оставшийся от похода по Аляске, и установил прямо посередине комнаты палатку. Так и спит сейчас, как в снегах у подножья гор. А днем бегает греться в машину, благо, бензин в запасе у него есть.
Подруга Юрия работает лаборанткой в госпитале. И уже четвертый день из-за заваленных дорог остается ночевать в больнице.
— Сообщения о гибели людей от переохлаждения поступают из разных штатов: Луизианы, Кентукки, Техаса, Миссури, Северной Каролины… Как сводки с войны. На улицах я видел людей, которые шли, завернувшись в теплые одеяла, а на ногах у некоторых были целлофановые пакеты.
Юрий рассказывает, как нескольким своим знакомым дал совет, как правильно одеваться в мороз.
— Я родом из Кирова. Мы всегда знали, что главное в одежде, чтобы не замерзнуть — это многослойность. Важно создать воздушную прослойку между, скажем, термобельем, футболкой, рубашкой, свитером и курткой. Это и поможет удержать тепло.
Самые большие очереди, по словам Юрия, сейчас не за продуктами, а на газовых заправках. Люди выстраиваются в километровые шеренги, чтобы заправить газовые баллоны.
— Сегодня видел в соцсети фотографию, как над ветряками зависал вертолет и поливал их сверху антиобледенительной жидкостью. Так и не понял до конца, фейк это или правда. Но то, что хваленые ветряные электростанции обледенели в мороз и перестали работать — это правда. «Зеленая энергетика» в экстремальных условиях дала сбой. Сейчас американцам не до экологии, все снова думают об угле и мазуте. Много разговоров идет и об изменении климата. Есть немало тех, кто упоминает о климатическом оружии против американцев и, как водится, вспоминает русских.
Но есть в наметенных сугробах, по мнению Юрия, и свои плюсы. Выходец из России научил своих американских друзей лепить снежных баб, как положено — с морковкой вместо носа, с ведром на голове. Но они у них получались на американский манер, непременно с внушительной грудью.
По мнению Юрия, в строительных магазинах ожидается настоящий бум. Американцы пойдут закупать трубы, доски, гипсокартон, шпаклевку. В ближайшее время самыми востребованными специалистами будут сантехники и слесари, которые уже в несколько раз взвинтили цены на свои услуги.
«За неимением лопат пустили в дело сковородки»
О великом американском снегопаде рассказала нам также путешественница, писатель, театральный режиссер Галя Моррелл.
— Cнегоармагеддон накрыл нас в самый неподходящий момент. У моего младшего сына Кевина родился сын, и он купил дом на Лонг Айленде, в 30 минутах езды от Нью-Йорка, — говорит Галина.
— Отметили новоселье с прибывшими родственниками из исчезающего племени Муиска. Были выпиты все амазонские крепкие настойки на крови крокодила. Снег, между тем, продолжал валить. А утром мы поняли, что надо откапывать дверь. И тут обнаружилось, что в новом доме нет ни одной лопаты, ни одного скребка. Пришлось пустить в дело сковородки и противни от плиты.
Гале есть с чем сравнить накрывший Америку снегопад, она живет на три страны: США, Россию и Гренландию.
— Когда мне говорят, что нью-йоркский снегопад — это смех по сравнению с московским, я молчу. Но тут же думаю, что московский снегопад по сравнению с гренландским — это тоже смех. Минувшей зимой у нас в Нууке, столице Гренландии, снег шел безостановочно с начала ноября, и к февралю сугробы доросли до уровня трехэтажных домов. В утреннем, свежевыпавшем, снегу, в трех шагах от нашего дома на берегу залива, можно было просто утонуть.
Снегопады сочетались с ураганными ветрами, вечерами мы ходили по веревке, и я думаю, что некоторых беспечных москвичей, если бы они по какой-то причине в этот момент оказались в Нууке, унесло бы, как перышко, в море. Но для жителей Нуука это была обычная зима.
— Нуук и Москва — это все-таки северные города, мы готовы к холодам, в отличие, скажем, от Нью-Йорка, который находится на широте Мадрида.
— Да, в Нью-Йорке снег бывает, как и день рождения, только раз в году. А в Техасе снег случается вообще раз в пять лет. Пока мы откапывали свой дом Лонг-Айленде, в 3000 километрах к югу, в Техасе, мои друзья жгли в каминах разобранный забор и старую мебель. И топили в кастрюльках снег, чтобы утолить жажду.
Сегодня утром мне наконец, удалось дозвониться до подруги юности Лены Кабеса-де-Бака, которая сейчас живет на окраине Остина. Она рассказала, что уже целую неделю они живут в заточении, потому что дороги превратились в катки. Готовят пищу при свечах. Им еще повезло, потому что в кранах была вода. А у их знакомых в Хьюстоне воду отключили, и в тот же момент она исчезла с полок магазинов.
Галя говорит, что больше всего ее и ее русских друзей потрясло в этой истории не отключение электричества, они все это пережили еще в СССР, а щедрость и солидарность техасцев.
— Вдруг нашлись мужчины из Небраски и Миннесоты, которые умели ездить по ледяным дорогам, именно они организовали бесплатную доставку нуждающихся в больницы, а также доставку людям воды и дров. Денег они за это не брали.
Одновременно включились рестораны, которые кормили всех пришедших бесплатно. Моя знакомая, у которой есть дачные таунхаусы на озере, предложила всем желающим приехать и поселиться у них. Платы ни с кого не взяла. На природе ведь выжить легче. К тому же у них есть собственный генератор. Легче топить снег.
Галя говорит, что сегодня она, наконец, впервые добралась до магазина.
— Свежей еды нет, замороженной осталось мало. Была старая клубника, которую переупаковали в новые коробочки. С пятой попытки удалось отыскать на полках молоко. Зато на выходе каждому покупателю предлагали букет цветов — совершенно бесплатно. Конечно, я тоже не отказалась, и в доме стало пахнуть орхидеями.
Сегодня, после недели заточения в занесенном Лонг-Айленде, Галя Моррелл вернулась в Нью-Йорк.
— Манхэттен, несмотря на «выбитые ковидом зубы», и после снегопада живет довольно хорошо. Тротуары почищены, бегуны накручивают мили, готовясь к очередному марафону в Центральном Парке. У города есть ресурсы, чтобы убрать с улиц снег, чего не скажешь о других городах Америки.