Поправки к углеродному сбору ЕС стали угрозой для российских полимеров»/>
Европарламент предложил ускорить введение углеродного налога и расширить его на поставки в Европу органической химии и пластмасс. Если поправки будут приняты, российский экспорт может понести дополнительные потери
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Европарламент представил проект поправок к европейскому «механизму пограничной корректировки углеродных выбросов» (CBAM), неформально известному как углеродный налог. Поправки презентовал член комитета Европарламента по вопросам окружающей среды, общественного здоровья и безопасности пищевых продуктов, уполномоченный докладчик от комитета Мохаммед Чахим. Этот комитет ответственен за согласование текста регулирования по углеродному налогу. РБК следил за трансляцией заседания комитета.
Среди основных предложенных поправок:
- изменение сроков введения углеродного налога: платежи предложено взимать уже с 2025 года — на год раньше, чем предложила Еврокомиссия;
- углеродный след товаров, ввозимых в Евросоюз, предлагается измерять не только по прямым выбросам, но и по косвенным, произошедшим на предыдущих стадиях технологической цепочки, то есть с учетом потребляемой при производстве товара электроэнергии;
- расширение CBAM на импорт в ЕС водорода, органических химических соединений и пластмасс и изделий из них.
Проект трансграничного углеродного регулирования, изначально предложенный Еврокомиссией летом 2021 года, охватывает поставки цемента, электроэнергии, удобрений, черных металлов и алюминия. Исходя из объемов импорта из России в ЕС этих категорий товаров, углеродный сбор потенциально затрагивал российские поставки на сумму почти €7 млрд в 2020 году (около 7% от прошлогоднего общего импорта товаров из России в Евросоюз), писал РБК. Однако с учетом предложений Европарламента объем импорта из России, подпадающего под CBAM, возрастает до €8,5 млрд. В 2020 году ЕС закупил органических химических соединений из России на €994 млн и российских пластмасс (включая различные полимеры) на €521 млн, следует из базы внешней торговли ЕС, проанализированной РБК. Поставок водорода практически не было.
Изменение параметров CBAM, как оно предложено ответственным комитетом Европарламента, приведет к росту доли экспорта, подпадающего под налог, для Белоруссии с 19,2 до 22,9% от общего экспорта республики в ЕС, для России — с 7 до 8,3%, утверждает Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Минфина России в обзоре проекта поправок Европарламента (есть у РБК).
Читайте на РБК Pro
Мелко плаваешь: чем мышление лидера отличается от мышления исполнителя
«Убийца iPod»: почему плеер Zune оказался худшим продуктом Microsoft
Ученый «взломал» рынок, заработав $800 млн. Что он советует инвесторам
Что будет с рублем и стоит ли его продавать: отвечают 10 экономистов
Как заявил РБК руководитель Центра макроэкономических исследований НИФИ Самвел Лазарян, эффекты на российскую экономику могут возникнуть раньше, чем это ожидалось изначально, поскольку полноценно ввести углеродный налог хотят уже с 2025 года.
Лазарян также указывает, что комитет Европарламента предлагает сократить период ликвидации бесплатных квот на выбросы для европейских производителей (сейчас европейские производители цемента, удобрений, алюминия и т.д. покупают только квоты, превышающие бесплатные лимиты). Углеродный налог для импортеров будет постепенно увеличиваться до 100% по мере сворачивания бесплатных квот в Европе. В изначальном предложении Еврокомиссии эта практика отменяется к 2035 году, но Европарламент теперь предлагает отменить бесплатные квоты для цементной отрасли в 2025 году, а для остальных отраслей — к концу 2028 года. Поскольку параметр бесплатных квот будет устранен уже к 2029 году, платежи по CBAM, в том числе для импортеров российской продукции, могут оказаться еще выше, отмечает Лазарян.
Доклад с поправками будет вынесен на голосование в ответственном комитете Европарламента. Это может произойти в апреле 2022 года, пишет журнал National Law Review. Окончательно проект трансграничного углеродного регулирования должен быть согласован Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС к 1 июля 2022 года.
Материал дополняется
Автор
Иван Ткачёв
Источник