В Москве открывается Общее собрание Российской академии наук
Ежегодное Общее собрание Российской академии наук, ее высший орган управления, начнет работу в четверг в Москве. Оно впервые пройдет после избрания осенью прошлого года нового руководства РАН во главе с ее президентом академиком Александром Сергеевым.
По традиции, в первый день собрания Сергеев зачитает отчетный доклад о работе РАН в минувшем году. Кроме того, глава РАН представит приоритетные направления работы Академии наук. Планируется, что Сергеев также сообщит о внесении изменений в устав РАН. Далее состоятся довыборы членов академии в ее президиум.
Общее собрание продолжится в пятницу. Сначала будут оглашены результаты выборов в президиум. Следом состоится награждение лауреатов золотых медалей РАН имени выдающихся ученых, а после этого пройдет вручение высшей награды РАН Большой золотой медали имени Ломоносова за 2017 год. Ее удостоены мировой лидер в области синтеза новых химических элементов академик Юрий Оганесян и шведский физик-ядерщик Бьорн Йонсон.
Выбор Академии
Год, минувший с прошлогоднего мартовского Общего собрания Академии наук, был ознаменован прежде всего сменой ее руководства.
Первые после начала в 2013 году реформы системы государственных академий наук выборы президента «объединенной» РАН изначально должны были пройти на ее Общем собрании.
Кандидатами в президенты РАН были зарегистрированы возглавлявший тогда Академию наук академик Владимир Фортов, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований, специалист по лазерной физике, директор Института проблем лазерных и информационных технологий академик Владислав Панченко и специалист в области наук о живом, директор Института молекулярной биологии имени Энгельгардта академик Александр Макаров.
Но тогда выборы не состоялись: практически на открытии Общего собрания все они сняли свои кандидатуры. Это решение было принято для того, чтобы, как поясняло руководство РАН, дать возможность доработать правила выборов президента Академии наук и ее устав, сделав их более совершенными и демократичными. Выборы было решено сдвинуть на осень.
Полномочия Фортова на посту президента РАН истекли 27 марта. Распоряжением правительства РФ 23 марта исполняющим обязанности главы РАН был назначен Валерий Козлов. Вскоре в апреле президиум РАН утвердил новое положение о выборах президента Академии наук и дату их проведения 26 сентября. Тем самым Академия наук фактически начала новую выборную кампанию.
В июле Госдума приняла законопроект о новом порядке избрания президента РАН. Согласно документу, кандидатуры на пост руководителя Академии наук теперь должны были одобряться правительством.
Новыми кандидатами на пост президента РАН были выдвинуты семь человек: генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ, Москва) Евгений Каблов, директор АО «НИИ молекулярной электроники и завод «Микрон» (Зеленоград) Геннадий Красников, научный руководитель Института океанологии имени Ширшова (Москва) Роберт Нигматулин, Владислав Панченко, председатель Совета по науке при Минобрнауки РФ, проректор МГУ имени Ломоносова Алексей Хохлов, директор Института прикладной физики (Нижний Новгород) Александр Сергеев, директор Института иммунологии и физиологии (Екатеринбург) Валерий Черешнев.
В конце августа кабинет министров утвердил пятерых кандидатов: Каблова, Красникова, Нигматулина, Панченко и Сергеева. Позже Хохлов выступил в поддержку Сергеева.
Двадцать шестого сентября в ходе выборов на Общем собрании РАН победу во втором туре голосования со значительным перевесом (почти 75% голосов «за») одержал Александр Сергеев. Тогда же был избран и новый состав президиума Академии наук постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган ее управления.
По мнению Сергеева, озвученному в его предвыборной программе, вернуть доверие общества и власти к РАН задача, без решения которой невозможен выход из кризисного состояния отечественной науки. РАН должна быть полноценным участником реализации стратегии научно-технологического развития России, а также осуществлять обязательную экспертизу наиболее крупных государственных решений и проектов. Кроме того, необходимо поставить задачу реинтегрировать РАН в народное хозяйство страны через ее участие в крупных наукоемких проектах и программах.
Но для этого необходимо повысить статус, для чего требуется совершенствование нынешнего закона о Российской академии наук, подчеркивал Сергеев.
Говоря о необходимости инструментального переоснащения российской науки, Сергеев предложил создать для этого специальный фонд путем введения «налога на науку», взимаемого с прибылей сырьевых госкорпораций и крупных компаний с учетом того, что их сегодняшние доходы обеспечены трудами и открытиями отечественной науки в недавнем прошлом.
Сергеев также отмечал, что безопасность России и ее надежная оборона могут быть обеспечены только посредством максимально быстрого и эффективного использования последних достижений российской науки. Но по многим направлениям научно-технический задел для оборонных приложений в РФ практически исчерпан, указывает он. Такая ситуация недопустима, и РАН в рамках своих возможностей и компетенций должна приложить все усилия для обеспечения этой сферы государственных интересов необходимым потоком предложений и разработок, указывал ученый.
При этом надо, наконец, начать выполнять программу фундаментальных исследований в интересах обороны страны, подчеркивал Сергеев. Он также выступил за более тесное сотрудничество РАН с госкорпорациями «Росатом», «Ростех» и «Роскосмос».
Повышение статуса
В целом, Сергееву есть уже о чем отчитаться с трибуны Общего собрания по итогам полугодового пребывания у руля Академии наук. Прежде всего, как ранее в этом году отмечал Сергеев, достигнут консенсус между РАН и властью, идет плодотворная совместная работа.
В январе президент РФ Владимир Путин на встрече с главой РАН отметил, что вхождение Сергеева в должность руководителя Академии наук «идет достаточно успешно». Российский лидер тогда заявил, что готов делать все, чтобы помочь Сергееву.
Сергеев отмечал и плотную совместную работу нового руководства РАН и Минобрнауки РФ. «И я должен сказать, что в этом отношении ситуация кардинально отличается от той, которая сложилась у нас в 20122016 годах, когда отношения скорее можно было характеризовать словами из эпохи холодной войны, чем конструктивного сотрудничества», говорил Сергеев.
Примером успешной совместной работы с органами власти Сергеев считает поддержанные руководством страны поправки к закону о РАН, повышающие статус Академии наук. В феврале нынешнего года Путин внес на рассмотрение Госдумы проект этих поправок, а 27 марта Госдума в первом чтении приняла соответствующий законопроект. Руководство РАН ожидает, что он будет окончательно принят до летних каникул.
Законопроектом предусматривается уточнение целей деятельности Российской академии наук, ее основных задач и функций, а также полномочий. К целям деятельности РАН законопроектом предлагается отнести прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития России, а также научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных и образовательных организаций высшего образования.
Кроме того, предлагается отнести к задачам РАН проведение финансируемых за счет ассигнований федерального бюджета фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, в том числе реализуемых в сфере ОПК в интересах обороны и безопасности государства, а также организацию разработки программы фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период.
Проект, кроме этого, уточняет положения закона, касающиеся представления РАН ежегодного доклада президенту и правительству РФ, а также детализирует функции РАН в области международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности.
Законодательная инициатива также предусматривает участие РАН в организации и обеспечении научно-просветительской деятельности. Кроме этого, в целях обеспечения взаимодействия РАН с органами государственной власти «предлагается предусмотреть право РАН направлять в органы государственной власти РФ предложения по вопросам развития законодательства, а также по вопросам, относящимся к сфере деятельности РАН, и проводить по указанным вопросам публичные слушания».
Предлагается установить, что решения о реорганизации, ликвидации, изменении типа научных организаций, переданных в ходе реформы РАН в ведение Федерального агентства научных организаций, принимаются по согласованию с РАН. Кроме этого, законопроектом предусматривается уточнение некоторых положений закона, касающихся назначения руководителей таких организаций.
Но этим дело не ограничится как сообщал Сергеев, сформулирован двухэтапный подход к решению вопроса о повышении статуса РАН. После того как будет скорректирован действующий закон о Российской академии наук, намечено подготовить и новый закон о РАН.