Сурков предсказал России века «геополитического одиночества»
Помощник президента Владислав Сурков заявил, что Россию ждут от ста до трехсот лет «геополитического одиночества», и констатировал отказ страны от «многократных и бесплодных попыток» породниться с западной цивилизацией. Об этом он написал в статье для журнала «Россия в глобальной политике».
По его словам, с введением санкций в 2014 году завершилось «эпическое путешествие России» на Запад, «легкомысленно начатое Лжедмитрием и решительно продолженное Петром Первым». В это время Российское государство «каким только боком ни старалось втиснуться» на Запад самодержцы «усердно женились на немках», дворянство и бюрократия пополнялись «бродяжными иноземцами», а армия «победоносно и жертвенно сражалась во всех крупнейших войнах Европы».
Не привело к сопряжению и увлечение Запада идеями социализма, нашедшими свое воплощение как раз в России. В конце же прошлого века Москва снова «попросилась» в Европу, уже «умаленная и приниженная», однако вписаться в поворот на Запад снова не удалось. Тогда зазвучали предложения «шарахнуться на Восток», однако и это «путешествие» уже было в российской истории, замечает Сурков.
«Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад. Ни там, ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего типа, третьего Рима», пишет советник президента.
Сурков называет Россию не альтернативной, третьей, а «сдвоенной и двойственной» цивилизацией, вместившей в себя и Восток, и Запад.
«Россия это западно-восточная страна-полукровка. С ее двуглавой государственностью, гибридной ментальностью, межконтинентальной территорией, биполярной историей она, как положено полукровке, харизматична, талантлива, красива и одинока», размышляет политик.
Это одиночество не означает полной изоляции России, но отрицает ее полную открытость, поскольку и то и другое «было бы повторением ошибок прошлого». Страна будет торговать, воевать, состоять в международных организациях, обмениваться знаниями, вызывать страх и ненависть, любопытство, восхищение и симпатию, но уже «без ложных целей и самоотрицания», заключил Сурков.