Пересмотр границ: как державы делят Средиземноморье
Пересмотр границ: как державы делят Средиземноморье Турция не признает соглашение между Египтом и Грецией о демаркации морских границ
Анна Юранец
Прослушать новость
Остановить прослушивание
close
Sergey Ponomarev/AP
Турция не признает подписанное Египтом и Грецией соглашение о демаркации морских границ и установлении исключительной экономической зоны. Афины не скрывают, что пошли на этот шаг в ответ на подписанный Анкарой и Правительством национального согласия Ливии меморандум о взаимопонимании по морским зонам. Соглашения противоречат друг другу — стороны претендуют на одни и те же воды. Вопрос состоит в том, как участники теперь будут отстаивать свои границы.
Главное
В России выявили еще 5 212 случаев коронавируса
Украина приостановит работу КПП на границе с Крымом до конца августа
Гинцбург назвал способ облегчить состояние больного коронавирусом
Более 60 человек пропали без вести после взрыва в Бейруте
Медведев рассказал, что Закавказье могло стать «пороховой бочкой»
Евросоюз рассказал об условии для получения визы жителями Крыма
Назван продукт, снижающий риск развития заболеваний сердца
Дочь Успенской показала последствия серьезной травмы
Читайте также
Нефть дорожает, рубль падает: Россия после пандемии
В центрах госуслуг стало возможным пройти медицинский чек-ап
Ниже среднего: как изменилась зарплата в России
6 августа Египет и Греция подписали соглашение о демаркации морских границ и установлении исключительной экономической зоны в Средиземном море. Объявление было сделано в четверг во время пресс-конференции глав МИД Греции и Египта Никоса Дендиаса и Самеха Шукри.
Этот документ позволяет Афинам и Каиру получить максимальную выгоду от добычи нефти и газа в Средиземном море.
«Это соглашение позволяет обеим странам двигаться вперед в максимальном использовании ресурсов, имеющихся в исключительной экономической зоне, особенно многообещающих запасов нефти и газа», — сказал Шукри.
Его греческий коллега, предупреждая реакцию других мировых игроков, заявил, что соглашение полностью соответствует международному праву.
«Соглашение с Египтом находится в рамках международного права, уважает все концепции международного и морского права, а также добрососедские отношения и способствует безопасности и стабильности в регионе», — сказал Дендиас.
Соглашение Греции и Египта стало ответом на попытки Турции заявить о своих правах в регионе. Для этого Анкара вступила во внутриливийский конфликт между Правительством национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сарраджем и Ливийской национальной армией (ЛНА) под предводительством фельдмаршала Халифы Хафтара.
В конце прошлого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и Файез Саррадж утвердили подписанный в ноябре меморандум о военном сотрудничестве и о взаимопонимании по морским зонам.
Согласно документу, Турция в любой момент может ввести в Ливию войска, если об этом попросит Саррадж. Анкара направила в страну дополнительное вооружение и военных советников несмотря на введенное на Берлинской конференции эмбарго на поставки вооружения в Ливию.
Участие Турции действительно изменило расстановку сил. 4 июня бойцы ПНС вернули контроль над Триполи, а за день до этого правительственная армия после 14 месяцев боев выбила из столичного аэропорта отряды Хафтара. Затем Анкара обратила внимание на свои выгоды от подписанного соглашения.
Между Турцией и Ливией находится греческий остров Крит. Меморандум о взаимопонимании по морским зонам проводит вертикальную линию через Средиземное море, нарушая планы Греции, Кипра и Израиля на разведку месторождений нефти и газа.
Из соглашений Турции с Ливией и Греции с Египтом выходит, что стороны заявляют свои права на одни и те же воды.
Запасы природного газа в регионе оцениваются в сумме около 122 трлн куб. м, — на столь богатые ресурсы претендуют Греция, Кипр, Израиль, Турция, Ливия и Египет (по меньшей мере). Кроме того, представленная Турцией карта не признает право на шельф за греческими островами.
Анкара уже долгое время испытывает обиду из-за того, что ресурсы в Средиземном море поделили без нее. Первые нефтегазовые месторождения были обнаружены в Восточном Средиземноморье в 2009 году. Уже через год появился «Энергетический треугольник» — альянс Греции, Кипра и Израиля, созданный для сотрудничества в разведке природного газа на шельфовых месторождениях Средиземного моря.
Голос Турции, заявляющей свои права в связи с ее претензиями на северную часть Кипра, игнорировался из-за ее сложных отношений с большинством заинтересованных игроков.
Ожидаемо действия Анкары привели Грецию в бешенство, за нее вступился Евросоюз. Вскоре страны сделали ответный шаг. В январе премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Кипра Никос Анастасиадис подписали соглашение о строительстве подводного трубопровода EastMed для транспортировки газа из восточного Средиземноморья в Европу.
EastMed воспринимается Турцией как прямой конкурент «Турецкого потока».
Ускорение процедуры заключения соглашения по строительству газопровода стало ответом на меморандум Турции и Ливии. Газопровод может пройти между Кипром и Грецией — в меморандуме Турция объявила эту территорию своей морской зоной.
Тем временем, Анкара вовсю проводила бурение на нефть и газ в водах восточного Средиземноморья. Ситуация продолжала усугубляться. 9 июня соглашение о разграничении морских зон подписали Греция и Италия. Вскоре Египет заявил, что запланированная Турцией разведка потенциально может затронуть воды, исключительные права на которые принадлежат Каиру.
Греция открыто заявляет, что соглашение с Египтом было подписано в ответ на действия Турции и ее меморандум с Ливией.
«После подписания нашего соглашения несуществующий меморандум между Турцией и Ливией оказался там, где он и был с первого момента: в мусорной корзине», — заявил глава МИД Греции.
Анкара, впрочем, уже заявила, что не признает соглашение Афин и Каира.
«Между Грецией и Египтом не существует морской границы, — утверждается в заявлении МИД Турции. — Соглашение о так называемой демаркации морских границ, которое было подписано сегодня, для нас недействительно Оговоренная в соглашении территория находится на турецком континентальном шельфе, о чем было сообщено ООН».
«Нет никаких сомнений в том, что Турция не допустит какой-либо деятельности в этой области и продолжит решительно защищать законные права и интересы нашей страны и турок-киприотов в Восточном Средиземноморье», — говорится в сообщении.
Конечно, соглашения по морским зонам, настолько противоречащие друг другу, усложняют и без того запутанную и напряженную ситуацию в регионе. Однако как это будет реализовываться на практике и к чему приведет — неизвестно, отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев.
«Вообще на бумаге можно сейчас договориться о чем угодно. Главный вопрос, смогут ли договаривающиеся стороны или подписанты обеспечить реализацию этого решения в том числе военным путем?», — отмечает эксперт.
Из Греции, впрочем, уже доносятся намеки на более решительные методы решения проблемы.
«В последнее время поведение Турции было довольно агрессивным. Я считаю, что единственный способ для Греции справиться с таким поведением — это, с одной стороны, использовать весь свой дипломатический арсенал, а с другой — позаботиться об усилении сдерживающей составляющей вооруженных сил», — заявлял глава Минобороны Греции Никос Панайотопулос в июне.
Афины поднимали вопрос поведения Турции в ходе заседания министров обороны стран НАТО, однако перспективы реальной защиты прописанных в соглашении границ Юрий Мавашев не верит.
«Считаю, что только Турция из перечисленных сторон способна обеспечить свои права военным путем. Египет и Греция не обладают для этого достаточным военным потенциалом. Без поддержки третьих стран (к примеру, Франции) шансы Каира и Афин даже при совместных действиях равны, ну, скажем, чуть больше, чем нулю. Членство в НАТО это уже давно не тот фактор, который спасет стороны от конфликта. Альянс переживает глубочайший кризис», — отмечает эксперт.
Главное за сегодня
«Коллеги страдают»: как россияне терпят харассмент на работе
«Объявили войну РФ»: Медведев рассказал о конфликте в Южной Осетии
Хоум-офис или коворкинг: как пандемия изменила подход к работе
При Семине такого не было: к чему катится «Локомотив»
Новости
Председатель райсуда Волгограда задержан по делу о взятке в 25 млн рублей
Под Волгоградом горит завод по производству сэндвич-панелей
Названа причина смерти девочки в монастыре на Урале
В США за сутки выявлено более 58 тысяч случаев коронавируса
В Китае распространяется вирус, способный убить человека
Олейник рассказал о сложностях во время подготовки к бою с Льюисом
Россияне назвали самую любимую породу кошки
Путин выразил соболезнования властям Индии в связи с крушением самолета