Путин и Медведев «замяли» вопрос о триллионах
После двухчасового обсуждения Госдума дала президенту Путину согласие на назначение Дмитрия Медведева премьер-министром. 374 депутата из присутствовавших 430 проголосовали «за». Рекордную для г-на Медведева поддержку обеспечили «ЕР», ЛДПР и четверо справороссов. Внятного ответа на вопрос о том, где власти возьмут 8 триллионов рублей на реализацию майского указа президента с программой надо 2024 года, не дали ни Медведев, ни Путин.
Ещё накануне стало известно: представлять кандидатуру Дмитрия Медведева депутатам будет сам вновь остановивший на нем свой выбор глава государства. Так было и 6 лет назад, когда в мае 2012 года г-н Путин, вернувшийся в президентское кресло, оказал личную моральную и политическую поддержку г-ну Медведеву, явившись на Охотный ряд…
С утра 8 мая здание Госдумы осмотрели сотрудники ФСО и спаниели, а все ковры тщательно пропылесосили. Дмитрий Медведев, накануне пообщавшийся с фракциями «ЕР» и ЛДПР, и заручившийся их поддержкой, продолжал ритуальный обход: его ждали КПРФ и «СР», которые заранее пригрозили голосовать «против».
Раньше, когда кандидаты в премьеры проводили традиционные встречи с фракциями, они общались с депутатами в отсутствие спикера. Но на этот раз Вячеслав Володин лично сопровождал г-на Медведева: сидел, по словам участников встреч, молча, и лишь иногда что-то записывал…
Владимир Путин, который опаздывает почти всегда и везде, в 2012 году вошел в зал заседаний через 15 минут после назначенного времени. В 2018 году он появился в президиуме через 26 минут после назначенного времени — в сопровождении спикера и кандидата в премьеры.
Интриги не было и быть не могло: у единороссов в этой Госдуме три четверти голосов, что заведомо обеспечивало сверхубедительный результат, который в прошлом созыве, где «ЕР» имела на 100 с лишним голосов меньше, г-ну Медведеву не мог даже присниться.
Владимир Путин, под бурные аплодисменты выйдя на трибуну, заявил, что «Дмитрий Анатольевич не нуждается в представлении», потому что последние 6 трудных лет, когда Россия и весь мир столкнулись «с новыми вызовами», успешно не только решал «экстраординарные задачи», но и «наращивал возможности на среднесрочную и отдаленную перспективу».
Из слов президента следовало, что программа новому правительству уже задана в его, президента, Послании Федеральному собранию (там, где было сначала про детей и здоровье, а потом про красивые и страшные ракеты), и в указе, подписанном накануне.
«Времени на раскачку нет, надо действовать, правительство должно быть сформировано максимально быстро»,- заявил глава государства. По его словам, «в последние год-полтора» и в администрации президента, и в правительстве «в том числе» работали над этой программой, и потому «логично, если эта команда будет её реализовывать».
Дмитрий Медведев говорил довольно долго. И тоже про Послание президента и свежеизданный указ — только, в отличие от Владимира Путина, он много раз пообещал их исполнить и «дать ответ на вызовы», наполнив стратегические установки президента «конкретикой». Делать это придется в сложных условиях: Россию «пытаются вытеснить на обочину», но «нам не привыкать жить в условиях стальных грозовых туч, и мы научились это делать!»
Естественно, всех особенно интересовала как раз конкретика — потому что общих «стратегических» слов было за последние месяцы и дни сказано очень много. Но как раз тут Дмитрий Анатольевич вдруг стал очень невнятен.
Максимум, что услышали от него присутствующие — что «для рывка» России нужно «четкое планирование, финансирование, кадры и эффективно работающий механизм». А Госдуме была обещана «большая законотворческая работа, связанная с принятием весьма непростых решений». Уточнять докладчик не стал, решив не портить праздник.
8 триллионов рублей на 6 лет дополнительно потребуется на реализацию задуманного президентом, прозвучало с трибуны, и «это минимальный уровень».
Можно было надеяться, что, отвечая на вопросы депутатов, кое-какие детали и все-таки будут обрисованы. Но не тут-то было.
КПРФ, например, хотела знать, как собирается новое правительство выстраивать налоговую и бюджетную политику в отношении регионов — но узнала лишь то, что «задачу повышения экономической состоятельности мы вместе с вами будем решать».
ЛДПР спросила, как именно правительство собирается повышать пенсионный возраст, о чем недавно тот же Дмитрий Медведев говорил фактически как о деле решенном. «Нам нужно принимать решение, правительство подготовит свои предложения и внесет в Госдуму в самые короткие сроки», сказал он сегодня.
«Единая Россия» интересовалась, как собирается правительство решать проблему импортозамещения лекарств — г-н Медведев заявил лишь, что «мы не должны отказываться от инновационных иностранных препаратов», и всеми силами «затаскивать иностранных производителей в Россию, чтобы они производили современные препараты здесь».
Справороссы спросили, насколько возможно повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% — г-н Медведев заверил, что «никаких предложений по повышению НДФЛ в правительстве не готовится»…
Любопытно, но ни одна их фракций не задала ни одного вопроса по структуре правительства. И по персоналиям вопросов не было — а ведь накануне г-н Медведев сильно озадачил депутатов, назвав среди потенциальных вице-премьеров непотопляемого Виталия Мутко, которому будет поручено вместо спорта курировать строительство и региональную политику… Разве что Геннадий Зюганов, выступая от имени КПРФ, вскользь пробросил про «вице-премьера, который в стройке ни уха, ни рыла», но фразу не закончил, и фамилию не назвал.
Лидер коммунистов напомнил: все разговоры о дополнительных триллионах на реализацию оптимистической программы президента пока не стыкуются с плановыми показателями трехлетнего бюджета на 2018-2020 годы, в котором, по его словам, в 2019 году предполагается сокращение расходов на экономику на 17%, на социалку — «столько же», а на ЖКХ — на 32%. Г-н Зюганов рассказал, что у коммунистов давно есть та самая нужная для претворения планов президента в жизнь программа, но правительство к ней не прислушивается (и президент, увы, тоже).
Геннадий Андреевич не стал делать вид, что главой правительства в данный момент становится именно Дмитрий Медведев: он обращался со своими претензиями и пожеланиями исключительно к Владимиру Путину.
КПРФ голосовала «против» — как и в 2012 году.
Владимир Жириновский подтвердил: ЛДПР будет «за», потому что «вступил в полномочия новый президент страны, и дать отказ его кандидатуре неправильно, тем более что три четверти населения поддержало этого президента». (Уточним: три четверти не населения, а участвовавших в голосовании избирателей.) Г-н Жириновский ещё сказал, как правильно было бы создать в России коалиционное правительство, где сидели бы министры от других партий, не только от правящей. И пообещал «помогать» г-ну Медведеву.
Лидеру «ЕР» Сергею Неверову было незачем долго объяснять, почему эта фракция голосует «за»: Дмитрий Медведев является лидером партии «ЕР»…
Справороссы ещё накануне решили, что несколько членов фракции (в ней всего 23 депутата) получат право проголосовать «за» Дмитрия Медведева, а остальные «консолидированно» будут «против» — «социальное неравенство усугубляется», а «планы повышения пенсионного возраста не добавляют аргументов в поддержку», пояснил лидер фракции Сергей Миронов.
Как пояснил «МК» первый замглавы фракции Михаил Емельянов, главам комитетов-справоросса предстоит «выстраивать конструктивную работу с новым правительством», и потому Галине Хованской, Анатолию Аксакову и Леониду Левину позволили идти не в ногу. Как показали опубликованные результаты голосования, «за» проголосовал ещё и Игорь Ананских.
Заключительное слово Дмитрия Медведева было очень кратким — от ответа на высказанные в выступлениях лидеров фракций претензии он отказался.
Зато не отказался Владимир Путин.
Да, в СССР под чутким руководством КПСС были большие достижения, сказал президент Геннадию Зюганову, но именно под чутким руководством КПСС СССР прекратил свое существование…
Сначала считали, что указ 7 мая 2018 года обойдется в 10 триллионов рублей, признал президент, но потом всё еще раз проверили, и решили, что хватит 8 триллионов. Источник средств и он конкретизировать не смог: если вырастет экономика — будут и деньги, и ещё «несколько более мелких, но важных решений может каждое принести по 300-400 миллиардов рублей» (каких решений — не известно), и ещё налоговые изменения кое-что дадут (незначительные, и один раз, после обсуждения)…
Глава государства был на редкость миролюбив. Комментируя слова коммуниста Леонида Калашникова, сказавшего, что Украину и Молдову «оторвали» от России, г-н Путин сказал, что «если супруги развелись, а один из них говорит — давай, живи по моим правилам, так не бывает, это суверенные государства…»
А Сергей Миронов на призыв делать упор на собственные силы в условиях санкций получил в ответ: «Мы не должны заниматься самоизоляцией ни в коем случае». В качестве иллюстрации был приведен такой пример: «Мы боремся за китайский рынок свинины — они сейчас с американцами начнут тягаться, а мы тут как тут со своими хрюшками!»
Никаких постов в правительстве ЛДПР, похоже, не получит…
Продолжительными аплодисментами проводили депутаты руководство страны.
23 фото