Парад под аплодисменты
Парады в честь Дня Победы давно стали традицией. Проходят они каждый год. Но интерес к ним только возрастает. Корреспонденты «МК» убедились в этом, пройдя 9 мая по московским улицам.
Народа на выходе со станции метро «Тверская» просто тьма. С трудом можно протолкнуться. Полиция через мегафон призывает граждан быстрее освобождать вход-выход в метро.
— А как нам самолеты посмотреть? — спрашивает рядом женщина с двумя детьми.
— Проходите дальше в Новопушкинский сквер — там будет хорошо видно, — указывает путь полицейский, и, видимо, осознав, что этот вопрос волнует многих, уже через мегафон указывает москвичам и гостям столицы путь.
В этом году с погодой повезло. Немного ветрено, но очень солнечно. Почти лето.
Буквально через одного люди в пилотках времен Великой Отечественной, много флагов и цветов. Новопушкинский сквер забит. Кажется, что посмотреть на проход наземной техники и пролет авиации собралась вся Москва и окрестности. Но оказалось, что география зрительской аудитории намного шире. Рядом со мной два молодых отца, у каждого по сыну в возрасте 6-7 лет. Оказалось, приехали из Крыма посмотреть Москву и побывать на Дне Победы.
— Наша техника, а мы теперь по праву называем ее «наша», год от года становится только лучше. Арктические образцы вообще уникальные — подумать только они способны завестись при минус 60. Нам в Крыму такую температуру представить даже сложно, — рассказал житель Симферополя Максим.
— А почему в Севастополь не поехали? Там ведь тоже очень масштабные мероприятия, — спрашиваю.
— Мы были там в прошлом году. У меня была мечта посмотреть парад в Москве. Теперь и я посмотрю, и сыну покажу, — Максим закидывает сына Егора на плечи.
Начало парада слышно даже здесь, в сквере, почти за полкилометра от Красной площади. Троекратное «Ура» докаталось до Тверской. Конечно, прохождение пеших расчетов отсюда не видно, в отличие от техники, которая выстроилась на Тверской улице. В 10:35 раздается гудок — сигнал к движению механизированных колонн. Детей опять быстро закидывают на плечи, кто-то встает на ограду сквера.
Всего в составе механизированных колонн по брусчатке Красной площади в этом году проехали почти 200 новейших боевых машин различного назначения. Помимо уже известных россиянам танков «Армата», бронемашин «Курганец» и «Бумеранг», самоходок «Коалиция-СВ» впервые показана техника, которая на Красную площадь еще не выезжала. Это боевые машины поддержки танков «Терминатор», зенитный ракетный комплекс «Тор-М2», бронеавтомобили «Тайфун-К» с колесной формулой 4х4 («Тайфуненок»), а также машины, которые сейчас стоят на вооружении Росгвардии, — специальная бронированная машина ВПК-233136 «Тигр» и бронеавтомобиль «Патруль».
Впервые за всю историю военных парадов армия показала своих боевых роботов «Уран-6» и «Уран-9». Эти надежные помощники военных прошли «обкатку» в боевых условиях в Сирии. Многофункциональный робот «Уран-9» внешне похож на небольшой танк, но экипажа в нем нет. Оператор управляет машиной дистанционно. Предназначен робот для разведки, огневой поддержки общевойсковых, разведывательных и антитеррористических подразделений. Такой робот позволит повысить эффективность выполнения боевых задач и снизить потери среди личного состава. Робот вооружен 30-мм автоматической пушкой 2А72 и спаренным 7,62-мм пулеметом и противотанковыми управляемыми ракетами «Атака». Робот-сапер «Уран-6» больше похож на бульдозер, к которому, помимо привычного ковша, навешивают тралы. Они проделывают проход в минных полях. Роботу под силу уничтожить любые взрывные устройства, мощностью до 60 кг в тротиловом эквиваленте. При этом оператор находится на безопасном расстоянии: радиус действия радиосигнала 1000 метров. Четыре камеры обеспечивают оператору круговой обзор. Робот может разминировать местность со скоростью 3 километра в час.
Показали 9 мая на Красной площади и летающих роботов — беспилотники «Корсар» и «Катран». Их провезли на автомобильных платформах. Как пояснили военные, беспилотники могли бы и пролететь над столицей, но из-за небольших размеров их вряд ли смогли бы хорошо разглядеть.
Запомнится всем, кто смотрел парад и техника, предназначенная для Арктики. Она имеет необычную, северную, окраску. После парада эта техника отправится в Заполярье.
После начала движения колонн бронетехники все собравшиеся на улицах Москвы ждали пролета авиации. Рядом со мной возле Новопушкинского сквера устроилась группа китайских туристов. Они уже вытащили фотокамеры и телефоны и приготовились снимать.
— Как вам наша техника? — спрашиваю у них.
— Нам очень нравится один ваш самолет. Он такой большой, белый с такими длинными узкими крыльями, — житель Поднебесной Линг пытается объяснить мне на ломаном английском, что ему нравится наш Ту-160. По крайней мере, мне кажется, что речь идет о нем.
Вообще по популярности Ту-160 уступает только Су-57 и пролетам пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Именно их больше всего ждали.
Примерно в 11.00 над центром Москвы появилось первое звено вертолетов Ми-8 и винтокрылый гигант Ми-26. Люди независимо от возраста восторженно задирали головы. То и дело слышатся восклицания «вот это да!», «здорово как!».
— Я тоже хочу так летать, — мальчик лет пяти рядом показывает на звено ударных вертолетов Ка-52, пронесшихся над головами на высоте в 200 метров.
Воздушный парад над Москвой стал самым масштабным в истории современной России. Погода благоприятствовала, и все желающие смогли увидеть нашу авиацию во всей красе. 6 мая, во время генеральной репетиции парада, облачность не позволила самолетам и вертолетам пролететь в парадном строю над столицей. По сравнению с прошлым годом, ситуация повторилась с точностью наоборот: тогда на репетиции 7 мая авиация пролетела, а вот 9 мая плохая погода не выпустила авиацию с аэродромов.
В честь 73-й годовщины Великой Победы над Москвой пролетели более 70 летательных аппаратов. Среди них знаменитые самолеты стратегического назначения Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95МС «Медведь», дальние бомбардировщики Ту-22М3, истребители поколения «4++» Су-35, Су-30СМ, МиГ-29СМТ, вертолеты Ка-52 «Аллигатор», Ми-35 «Крокодил» и Ми-28Н «Ночной охотник». Участие ударных вертолетов Ка-52 в параде над Москвой было под вопросом после произошедшей накануне в Сирии катастрофы вертолета этого типа. Однако командование ВКС решило, что надежность «Аллигаторов» не подлежит сомнению.
31 фото
В очередной раз на параде была продемонстрирована имитация дозаправки ракетоносца Ту-160 с помощью «воздушного танкера» Ил-78. Как рассказал «МК» в ОАК, сейчас российское авиастроение создает модернизированную версию полностью отечественного топливозаправщика Ил-78М-90А. Благодаря дозаправке, стратегический бомбардировщик Ту-160 фактически не имеет ограничений по дальности полета.
Чтобы сделать пролет военной авиации над мегаполисом максимально безопасным, все самолеты и вертолеты разбили на 18 групп. Каждая группа шла в своем высотном эшелоне, с четко определенной скоростью. Авиаторы – люди суеверные, и потому 13-й группы в воздушном строю не было. Сразу за 12-й, в составе которой была четверка фронтовых бомбардировщиков, шла 14-я группа – пара новейших истребителей 5-го поколения Су-57. Им впервые доверили участвовать в таком праздничном мероприятии. Су-57 пролетели над Красной площадью на высоте 250 метров, со скоростью 550 километров в час.
Восторг у многочисленных зрителей вызывают, как и ожидалось, наши стратегические ракетоносцы и бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3.
— Какой огромный, — восклицает рядом со мной девушка. Действительно он кажется огромным после вертолетов.
Практически мгновенно пронеслись Су-34, МиГ-31, а после Ту-160 и Ил-78 показали дозаправку в воздухе.
— Как же они так договариваются между собой? Вот это синхронность, — комментируют дозаправку два молодых человека.
Су-57 буквально посвистел над головами зрителей. Как сообщили «МК» в ОАК, малозаметный авиационный комплекс Су-57 предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей противника. Сверхманевренность с возможность сверхзвукового крейсерского полета обеспечивают превосходство Су-57 над противником.
Это не единственная новинка российской военной авиации, которая была показана 9 мая. Финальную точку в воздушном параде поставили высотные истребители МиГ-31К с гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Такого оружия нет ни у одной страны мира. США только мечтают о подобных «Кинжалах». Ракета разгонятся до скорости, в десять раз превышающей скорость звука, и бьет корабль противника сверху, практически вертикально. Защиты от такого кинжального удара никто пока еще не придумал. «Кинжал» способен доставить на расстояние до 2 тыс. км ядерные и обычные боезаряды за 10 минут.
МиГ-31К пролетели над Москвой со скоростью 550 километров в час и на высоте 350 метров. На самом деле, высотные перехватчики рассчитаны на полет со скоростью 3000 километров в час. Они могут забираться на высоту более 20 километров.
Девятка истребителей Су-30СМ и МиГ-29 в момент пролета над Красной площадью салютовала всем зрителям, выпустив сноп противоракетных тепловых ловушек. В боевой обстановке они призваны сбить прицел ракетам противника.
Шестерка штурмовиков Су-25 порадовала зрителей видом цветных дымов, под цвета Государственного флага России. На пролете Су-25, окрасивших небо в цвета российского флага, многочисленные зрители взорвались аплодисментами.
Организаторы воздушного парада справились с нелегкой задачей – организовать совместный полет тихоходных вертолетов и сверхскоростных истребителей и ракетоносцев. Вертолеты пролетели над Красной площадью со скоростью 200 километров в час, а самолеты – 550. Высота полета вертолетов составляла 150 метров, а группы самолетов – на высотах от 350 до 500 метров.
Взлетали самолеты и вертолеты с нескольких аэродромов, затем собирались в воздухе в единый строй. Черту города первые группы вертолетов пересекли тогда, когда на Красной площади уже завершалось прохождение колонн военной техники. После парадного пролета самолеты и вертолеты вернулись на свои аэродромы.
Еще некоторое время люди не расходились и смотрели в небо. Кто-то остался здесь и позже принял участие в шествии бессмертного полка, кто-то скидывал друзьям и родственникам фотографии. Но по дороге к метро люди обсуждали увиденное.
— Для нас День Победы — это большой праздник. Мой дед вернулся только в 1946 году. Он танкист. Их тогда оставили в Германии, и только год спустя сменили, — рассказала москвичка Анна. — Сегодня мы пришли с мужем и дочкой посмотреть на самолеты.
— Какой тебе самолет больше всего понравился? — спрашиваю я дочь Анны, Арину.
— Мне все понравились — Арина стесняется, но потом все-таки признается — самый большой, белый.