Нефтяная война: кто повесил медаль себе на грудь
Впервые с 14 апреля цена нефти марки Brent поднялась до отметки почти в 32 доллара за баррель, продолжив рост, наметившийся 2-3 дня назад. На данный момент нефть упомянутой марки торгуется в диапазоне 31,5-32 доллара за баррель.
Если нефть в ближайшее время не вернётся к падению и длительному «прозябанию» на отметках ниже 30 долларов за «бочку», то означать это может только одно: в современном мире столь низкие цены не выгодны практически никому. И если обычная риторика состоит в том, что кто-то из крупных игроков делает ставку против другого крупного игрока (то США против России, то Россия против американских сланцевиков, то Россия против Саудовской Аравии, то наоборот, то Россия вместе с Саудовской Аравией против сланцевой отрасли США), то теперь можно констатировать следующее: страны, занимающиеся нефтедобычей, в любом случае не могут длительное время пытаться делать всё для удерживания цен низкими.
Возможно, кому-то этого бы хотелось, но есть несколько нюансов: во-первых, это нанесёт удар и по собственной экономике, во-вторых, это приведёт к росту безработицы в нефтяном секторе (опять-таки внутри той страны, которая гипотетически могла бы затеять игру против конкурента), в-третьих, это может дать преимущества другим конкурентам, не связанным с нефтедобычей.
В качестве примера можно рассмотреть одно из ранее высказанных предположений. Заключалось оно в том, что снижение цен на нефть – это «типичные происки США против России, связанные с дополнительными попытками оказать экономическое давление в политических целях». Такая теория вряд ли состоятельна по той простой причине, что чрезвычайно низкие цены на нефть дадут фору другому геополитическому сопернику США – Китаю. И если в России некоторую часть элит элиты американские воспринимают как «плоть от плоти» (сами породили и взращивали в своё время), то с Пекином у Вашингтона остаются ещё и проблемы идеологического характера.
Коммунистический Китай, который уже обошёл США по объёмам экономики, — это удар ниже пояса для Вашингтона. А если ещё и дать фору Китаю в виде дешёвой нефти, то удар будет двойным. И вот кто-кто, а Китай-то мог бы стать тем, кто посчитал себя победителем в нефтяной войне, повесив медаль «За победу» на грудь. Но теперь Пекин наткнулся на обвинения со стороны Вашингтона в сокрытии «вирусных» данных, мало того, Вашингтон начал подыскивать внекитайские площадки для своих крупных производств. Так что с победой и у Китая не выходит.
Нанесла ли Россия (или кто-либо ещё) удар по американским сланцевикам? Если учесть, что вся эта история с обрушением цен на нефть проявила себя на фоне информационного шквала о проблемах с коронавирусом, то для американских сланцевиков особой проблемой ситуация пока не стала. Дело в том, что президент США санкционировал колоссальные вливания в американскую экономику, оценивающиеся под 2 трлн долларов только на первом этапе. Печатный станок работает на всю катушку, доллар превращаться в мусор что-то никак не собирается. А потому из этих свежеотпечатанных серо-зелёных прямоугольников что-то «перепадает» и компаниям, занимающимся добычей сланцевых углеводородов. И если нефть выйдет на отметку выше 40 долларов за баррель, то сланцевики и сами снова «выплывут» ближе к своим прежним позициям на рынке.
Получает ли преимущество Саудовская Аравия? Теоретически – да. Она смогла на фоне крайне низких цен обзавестись активами нескольких зарубежных компаний. Однако в то же время она потеряла десятки миллиардов долларов на продаж «чёрного золота» за бесценок. Получилось ли выйти в плюс? Пока этого сказать не смогут даже в самой Саудовской Аравии. А если так, то успех для Эр-Рияда крайне сомнителен.
В такой ситуации нефтяная война, о которой столько говорилось и говориться продолжает, победителя не выявила. «Нефтяные войска» идут изрядно потрёпанными, и медалей за победу себе навешать на грудь пока никто не осмелился. Ситуация не та.
Автор:
Володин Алексей